Праздник Казанской иконы Божией Матери

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери — особенности праздника, его история, тропарь, народные традиции и обычаи дня.

Осенний праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери был установлен в 1649 году и стал отмечаться 4 ноября по новому стилю «избавления ради царствующаго града Москвы» от поляков в 1612 году. Этот праздник всенародно отмечался до 1917 года, снова был восстановлен на государственном уровне в 2005 году, как День народного единства и сейчас является выходным днем.

Обретенная в городе Казани в 1579 году икона Пресвятой Богородицы, получила большое почитание на Руси. Этому событию посвящен летний праздник, отмечаемый 21 июля.

Связь иконы и освобождения Москвы обусловлена тем, что именно с Казанской иконой Божией Матери, шло ополчение Минина и Пожарского на войска поляков. Есть предание, что перед походом ополченцы три дня молились и держали пост. Именно с присутствием этой чудотворной иконы и заступничеством Богородицы верующие русские люди связывали победу над иностранными захватчиками.

Известно, что свою первую победу над французами в войне 1812 года, русские войска одержали в осеннюю Казанскую. Приписывают этой иконе и помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. Дочь маршала Г.К. Жукова свидетельствует о том, что ее отец возил Казанскую икону по всем фронтам.

Казанская икона Божией Матери представляет собой огрудный образ, относящийся к иконографическому типу «Одигитрия» — «Путеводительница». Богородица изображается в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс.

Перед Казанской иконой просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников, а также особой помощи в тяжелые времена. Это издавна один из самых любимых образов Пресвятой Богородицы.

Во имя Казанской иконы Божией Матери по всей Руси часто освящали храмы. Вскоре после победы над поляками на Красной площади Москвы был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы. Он был полностью разрушен в советское время и сейчас воссоздан в первоначальных формах.

В Пензенской митрополии особо чтят список Казанской иконы Божией Матери, который был дан городу при его основании царем Алексеем Михайловичем.

Облачения священнослужителей и убранство храма в этот праздник голубые, как и во все праздники, посвященные Божией Матери.

В народе этот праздник именуют, как осенняя Казанская, этот день издавна был важной датой в народном календаре. Осеннюю Казанскую считали это своеобразным рубежом между осенью и зимой.

По старой традиции, до осенней Казанской всегда заключались летние договора на различные строительные работы. Именно перед этим праздником производили окончательный расчет и те, кто работал по найму, после чего возвращались домой. Упоминание об этом можно часто встретить в русской литературе, сохранилось оно и в присловии, которое никто старался не нарушать, зная о близком приходе зимы: «На Казанскую — расчет!»

Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы считается одним из самых главных женских праздников в году. Богородичная Казанская икона почиталась, как женская заступница, не случайно, невесте часто давали именно Казанскую икону, как благословение на брак. Сохранилась эта традиция и сейчас.

К этому дню приурочивали последние осенние свадьбы, а также начинались молодежные гуляния, согласно древним повериям:

  • Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет;
  • Кто на казанскую женихается —- не раскается.

Народ примечал сложную погоду в этот период года:

  • «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади»;
  • «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет»;
  • «До Казанской — не зима, с Казанской — не осень».

Комментирование запрещено