День Петра и Павла – жития апостолов, смысл, тропарь, икона праздника, народные обычаи, традиции и приметы дня

Праздник Петра и Павла Русская православная церковь отмечает 12 июля. Житие святых, икона, тропарь и особенности богослужения дня. Петровки, Петр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Петры-рыболовы, Петров день – традиции, обычаи и приметы дня, окончание Петровского поста.

День святых Петра и Павла — праздник, который всегда отмечается 12 июля по новому стилю. Апостолы Петр и Павел называются первоверховныеми, они проповедовали христианство по всему миру и приняли мученическую смерть за веру.

Апостол Петр сначала был рыбаком и звался Симон. Именно он самым первым назвал Учителя Христом, то есть Мессией. После этого Господь стал называть его Камень (на еврейском языке —  Петр). Спаситель сказал, что на камне Петровой веры Он созиждет Церковь Свою, и ее не одолеют врата ада.

Когда Христос был взят под стражу в Гефсимани, Петру пришлось трижды отречься от Него. Потом он искренне раскаялся, стал проповедовать веру Христову и действительно, послужил основанию Церкви, как объединения верных Спасителю.

Из церковного предания известно, что после Пятидесятницы, Петр вел проповедь не только в Риме, Антиохии, Малой Азии  и по берегам Средиземного моря, но и в Египте, Греции, Испании, Карфагене и Британии.

Готовясь к казни на кресте, апостол Петр заповедал распять себя ногами вверх, так как считал недостойным принять мученическую кончину таким же образом, как и Иисус Христос.

Апостол Павел не знал Христа во время Его земной жизни. До обращения в христианство он носил имя Савл и был ярым гонителем верующих во Христа.

Христос чудесным образом призвал Савла, когда он преследовал дамасских христиан. Савл не только уверовал во Христа воскресшего, но и был гоним за проповедь своими бывшими соратниками.

В иерусалимской общине христиан Савла прозвали Павлом, то есть «малым». В Новый Завет включено 14 посланий Павла последователям Христа. Павел был гражданином Рима, поэтому его не могли казнить на кресте, как раба. Гонители христиан подвергли его иной казни – усекли голову мечем.

Предполагают, что смерть Петра и Павла наступила в один и тот же день или с разницей в год. Когда окончились гонения, в честь почитаемых апостолов сразу стали строить храмы. Существует церковное предание, что установление даты праздника Петра и Павла 12 июля (29 июня по старому стилю) произошло в честь перенесения мощей апостолов в Риме в 258 году. Со временем  этот праздник стал одним из самых любимых у православных христиан.

Храмы и соборы во имя Петра и Павла имеют значительное распространение в православных странах.

Тропарь, глас 4:

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

В этот день, верующие стараются прийти в храм на божественную литургию, многие исповедуются и причащаются. Облачение священнослужителей и убранство храма белое или желтое.

На иконах апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе. Сначала их просто размещали рядом, но позже стали обращать лицами друг к другу, символизируя  этим создание Новозаветной Церкви.

Правая рука апостола Петра сложена в жесте моления, его левая рука со свитком. Иногда Петр держит ключ, соответственно словам Христа Петру «…и дам тебе ключи Царства Небесного».

У апостола Павла в руках книга, которая напоминает о том, что он является автором многих апостольских посланий.

Широко распространена икона апостолов, где они дают друг другу братское целование.

На Руси апостолов Петра и Павла стали почитать еще при князе Владимире. Церковное предание говорит о том, что икона Петра и Павла была одной из тех, которые привез равноапостольный Владимир из Корсуни после принятия христианства. Эта икона, размещенная позже в Софийском соборе Великого Новгорода, не сохранилась, но там можно увидеть фрески XI века с изображением апостолов Петра и Павла.

Петру и Павлу был посвящен и первый русский монастырь, открывшийся в  Новгороде в 1185 году. Имена Петр и Павел очень распространены в народе, прославлено много русских святых, носящих эти имена. Почти во всех храмах с древних времен на алтарных преградах расположены иконы Петра и Павла, как наиболее почитаемых угодников Божиих.

Так как Петр до встречи с Господом был рыбаком, то День Петра и Павла на Руси считали днем рыболовов. Рыболовство было важным промыслом и 12 июля все собирали пожертвования на большую «мирскую свечу Петру-рыболову». Ее ставили в храме перед иконой апостола.

Первая половина лета обычно богата травами и коровы дают много молока. Есть необоснованное предположение, что русские бабы попросили установить пост перед праздником Петра и Павла для того, что бы иметь возможность сделать запас масла и сыра из сохраненного в пост молока. Хотя в Петровский пост и разрешено вкушение рыбы, он считался ранее одним из самых трудных для держания, так как зимние запасы к этому времени уже подходили к концу, а овощей нового урожая еще не было.

В деревнях юга Руси праздник Петра и Павла был одним из самых любимых. Накануне молодежь ходила на луг и гуляла там всю ночь — «караулила солнышко» и встречала рассвет. Бытовало поверие, что на Петра и Павла солнце играет и переливается, как на Пасху. В эти праздничные дни водили последние хороводы. Считали, что если до Петрова-дня девушка не нашла себе жениха, то ждать ей суженого предстоит еще год. По этому поводу была даже сложена поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри».

В народе замечали, что «Петр-и-Павел час убавил», то есть световой день уже становится короче. Однако на севере Руси считали, что только после Петрова-дня начинается лето, так как наконец устанавливается теплая погода. По погоде на праздник люди примечали, какая погода установится на 40 дней.

После праздника Петра и Павла всегда сажали репу — один из самых распространенных на Руси овощей.

К Петровкам начинали убирать озимые и из новой муки пекли хлеб, пироги или лепили вареники. Кроме этого, после Петрова начинали готовить землю под посев озимой ржи, пшеницы и ячменя, выходили на покосы.

Комментирование запрещено