Фомина неделя. Радоница

Фомина неделя. Родоница

Во второе воскресение по Пасхе Церковь вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме. Он отличался особой требовательностью в вере и, узнав о явлении Спасителя по Его Воскресении, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

На восьмой день по Своем Воскресении Господь явился среди учеников и, обращаясь к Фоме, сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим». Тогда апостол Фома, исповедуя истинность Христова Воскресения, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» С тех пор образное выражение «Фома неверующий» стало обозначать упорное неприятие очевидного. В честь Фомы отведена следующая за пасхальной неделя. В русской православной традиции – это неделя поминания усопших и погибших.

Именно на Фомину неделю приходится Ра́доница – день особого всецерковного поминовения умерших в Русской Православной Церкви

Совершается во вторник Фоминой седмицы. В службе этого дня в Уставе не положено особых молитвословий об умерших. Обычай же поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

Древность поминовения умерших в этот день подтверждается свидетельствами древних святых. Святитель Амвросий Медиоланский говорит:

Достойно и праведно есть, братие, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми и мучениками и им, как участникам Страданий Господа, возвестить славу Воскресения Господня .

Поминовение усопших в вере было установлено в Новозаветной Церкви творить в память мучеников, среди которых погребали издревле и прочих умерших, почему слова святителя Амвросия могут также свидетельствовать и о древности обычая совершать память всех благоверных умерших после Пасхи. Святой Иоанн Златоуст о поминовении усопших после Пасхи говорит так:

Почему отцы наши установили, оставив молитвенные дома в городах, собираться нам сегодня вне города и на этом именно месте (то есть на могилах мучеников и других христиан)? Потому что сегодня Господь Иисус Христос сошел к мертвым: потому здесь и собираемся мы .

Поэтому этот день называется Радоницей, или Радоницами, так как в этот день приветствуют умерших радостной вестью о Воскресении Господа: живые «христосуются» с умершими, принося на могилы и окрашенные яйца, некоторые оставляют яйца на могилах.

Комментирование запрещено