Икона «Сретение Господне» конца XVI века и картина «Принесение во храм» Питера Кук ван Альста, сравнение

По преданию, Семеон жил около 300 лет ожидая исполнения воли Божией. И вот в один день, по внушению Духа Святого, он пришёл в храм. Там Симеон встретил Марию и Иосифа, принесших в храм Богомладенца.

Прославив Господа, седобородый старец Симеон взял Иисуса на руки и промолвил: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей». (Лк.2:29-31). Сказав эти слова, Симеон благословил Марию и поведал ей о том, что принесенный Младенец дан «на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемо». Он возвестил, что и самой Марии предстоят испытания: «…и тебе же самой душу пройдет оружие». (Лк.2:35).

Лука рассказывает и о том, что свидетельницей всему была Анна Пророчица, старица 84-х лет, которая рано овдовела и «яже не отхождаше от церкви, постом и молитвою служащи день и нощь». (Лк.2:37). Она духом узнала Спасителя, восславила Его и позже рассказала о Нем в Иерусалиме.

После произошедшего, праведного Симеона стали именовать «Богоприимец», а его слова стали основой молитвы «Песнь Симеона Богоприимца». В православии она регулярно используется в богослужении –поётся в конце каждой вечерни, читается на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» в завершении Божественной литургии, а также во время крещения младенца-мальчика. Католики исполняют ее на повечерии, в составе библейских песен, а также во время традиционного сретенского шествия со свечами.

В память об этом событии учрежден двунадесятый праздник Сретение Господне, который отмечается как в православной, так и в католической церкви.

Икона «Сретение Господне» входит в серию таблеток из собора Святой Софии в Новгороде. Таблетки, небольшие двухсторонние иконы, написанные на тщательно пролевкашенной паволоке, вероятно, применялись лишь на Руси. Они сохранялись в «годовых ковчегах», представляющих собой подобие дорого оформленных книг. В каждой такой «книге» было некоторое количество таблеток, то есть удвоенное число икон. По нескольку подобных «книг» сохранялись на полках аналоев, стоявших перед Царскими вратами некоторых больших церквей и монастырей. Когда подходил праздник или память святого, таблетку доставали и укладывали на аналой, вверх нужной стороной, для поклонения.

Аналойные иконы, к которым могли свободно прикладываться верующие, не сразу распространились по Руси. Они были предназначены для близкого восприятия и отличались небольшим размером, по исполнению нередко могли быть отнесены к миниатюре. Их появление свидетельствует о более личном отношении к вере – икона приближается к верующему, между образом и обращающимся к первообразу устанавливается близкая и непосредственная связь.

Софийские святцы состоят из таблеток размером 24 х 19.5 см. В настоящий момент известно о 25 таблетках, написанных для этого собора, большая часть из которых хранится в Новгородском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. К ним относится и таблетка с праздником «Сретение Господне». На ее обороте изображены три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

Иконография праздника Сретения сформировалась к IX — X веку, и с тех пор изменилась мало. В софийской иконе мы видим симметричную композицию. В центре расположен престол, подобный находящемуся в христианском храме, а не жертвеннику храма Иерусалимского. Над ним возвышается киворий (сень). С левой стороны престола стоит Богородица, с правой – Симеон Богоприимец. Позади Марии находится Иосиф Обручник, за Симеоном – пророчица Анна.

Богоматерь только что передала Своего Сына праведному Симеону, она жертвенно простирает к нему руки, скрытые мафорием. Святой старец, склонившись вперед, держит Младенца. Его руки покрыты гиматием в знак благоговения перед Святыней. «Невместимый вмещается на руках старчих», слышим в богослужении утрени праздника Сретения. Христос благословляет держащего Его Симеона: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит» (Канон празднику Сретения Господня).

В руках Иосифа приготовленная жертва — две небольшие птицы (Лев.12, 8). Святая пророчица Анна находится позади Симеона. Она смотрит прямо, как бы предвидит грядущее. Ее рука направлена к престолу, она указывает на искупительную жертву Спасителя.

Тема очищения Богоматери не подчеркивается, как и в самом евангельском повествовании, средоточие праздника –встреча старца Симеона со Христом, Ветхого завета с Новым. Поэтому слова Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» – трактуют не только буквально, но и как добровольную передачу первенства от ветхозаветного священства, по чину Аарона, новозаветному священству, по чину Мельхиседекову.

Преемственность между Ветхим и Новым заветом зримо подчеркивает велум – красная ткань, перекинутая через завершения архитектурных сооружений, расположенных с обеих сторон престола. Это не только символизирует переход от Ветхого завета к Новому, но и обозначает потаённость самого действия, происходящего внутри Храма Господня.

Немного по-другому показывает праздник Питер Кук ван Альст. Он жил в те годы, когда католическая церковь в его стране еще была сильна. Значительная часть выполненных им работ – картин, рисунков, а также гобеленов и шпалер сделана на сюжеты Нового Завета, деяний апостольских и житий святых. Мастер изготавливал алтари для небольших храмов, а также картины на религиозные темы по частным заказам. Хотя работам художника свойственна значительная декоративность и любовь к внешней привлекательности, они обнаруживают хорошее знание Писания и Предания. Исследователи отмечают, что много алтарных образов и живописных работ на религиозные сюжеты ван Альста было уничтожено в период реформаторской борьбы с изображениями Христа.

Рядом с Марией Праведный Симеон держит Младенца Иисуса. Его фигура слегка наклонена вперед и выражает движение, художник словно подчеркивает, что он долго ждал Спасителя и теперь с трепетом вышел ему навстречу. Симеон держит Младенца через пелену, так как не смеет коснуться святыни голыми руками. Художник поместил Богоприимца в самом центре картины, дополнительно выделив его архитектурным элементом.

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, это передано изображением аркады, поддерживаемой колоннами, и стеной, напоминающей современные художнику храмы. В то время архитектуру с античными мотивами считали самой совершенной и были уверены, что она лучше всего показывает, как выглядел иерусалимский храм. Позади Симеона – Святилище, где на покрытом белой скатертью столе, напоминающем обычно изображаемый в таком сюжете престол, стоит клетка с двумя голубями. Чуть далее – скульптурное изображение пророка Исаии со свитком пророчества о том событии, которое разворачивается на переднем плане.

Кроме Марии, Иосифа и Симеона с Младенцем, на картине изображено много народа в одежде современного художнику покроя в соответствии с традицией времени написания картины. Мужчины в причудливых головных уборах – вероятно, подготовившиеся к совершению обрядов священники храма. Справа мы видим часть фигуры старой женщины с красным покрытием головы, вероятно, это Анна Пророчица. Слева – две красиво одетые дамы с драгоценными головными уборами держат свечи. Они представляют собой часть праздничного шествия с зажженными светильниками, регулярно проводимого в Западной церкви согласно словам Симеона, где он называет Иисуса «свет во откровение языком, и славу людей твоих Израиля». (Лк.2:32).

Замечателен вид, открывающийся через входную арку храма. Там мы видим пейзаж современного художнику города с летающими над крышами птицами, которые поднялись в воздух, потревоженные торжественной процессией.

Хотя картина ван Альста написана в светской манере, в полном соответствии с живописными традициями своего времени, евангельский сюжет отражен в ней достаточно правдиво.

Полные описания можно прочитать на сайте ekzeget.ru здесь и здесь.

 

Комментирование запрещено