Иконография праздника Крестовоздвижение, западная и восточная традиция

Традиции изображения праздника Воздвижения Креста Господня в Западной и Восточной церкви различны. Рассмотрим их на примере фрески Пьеро делла Франчески «Воздвижение Креста» и русской иконы XIX века «Крестовоздвижение» (с избранными святыми).

Желание обрести Крест, на котором был распят Спаситель, возникло после того, как равноапостольный царь Константин сделал христианство официальной религий Римской империи. Предположили, что Крест Господень находится на месте Распятия Христа, так как по иудейской традиции орудия казни погребались на том же месте, где они использовались.

Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. Есть церковное предание, согласно которому искать Святой Крест прибывала сама мать Константина Великого, равноапостольная царица Елена. Крест стали искать под святилищем Венеры, которое было устроено на Голгофе. Когда его разрушили, то обнаружили три креста, а также табличку «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий I предложил поочередно приложить к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня. Предание говорит также о чуде воскрешения через приложение Креста мертвеца, которого несли на погребение.

Обретенный Крест был поднят Иерусалимским епископом Макарием для всеобщего обозрения. Для этого он встал на возвышение и трижды поднимал («воздвигал») Крест. Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста император Константин начал строительство храма на Голгофе, который освятили 13 сентября 335 года. Присутствующие на торжествах епископы, решили ежегодно совершать празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня 14 сентября (27 сентября по новому стилю), на 40-й день после праздника Преображения Господня.

В 614 г., при царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и вместе с другими сокровищами храма похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников долгие годы и лишь в 630 году была торжественно принесена в Иерусалим императором Ираклием. Крест Господень и другие святыни разрушенного храма торжественно встречал иерусалимский патриарх Захария. Предание сохранило, что Захария также трижды вознес Крест для всеобщего поклонения. Начиная с VII века праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня стал особенно торжественным, в этот день вспоминали обретение, воздвижение и возвращение из плена Креста Господня

Господь претерпел смерть на Кресте, чем освятил это древнейшее приспособление для казни, сделав его орудием Спасения. Что произошло на Голгофе, подробно описывают все евангелисты. Иисус заранее предупредил о том, что Его смерть на Кресте произойдет для того, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3:15). Христос указал, что именно Крест станет главным символом пути к вечной жизни: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34).

О фреске «Воздвижение Креста»

Католики на празднике Крестовоздвижения вспоминают строки из посланий апостола Павла: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа…» (Гал.6:14), земным поклоном выделяя слова: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2:10). Это напрямую связано с пророческим призывом царя Давида: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс.98:5).

На фреске итальянского художника Пьеро делла Франческа изображен момент возвращения Креста из персидского плена. Жители Иерусалима у стен города, сняв головные уборы, преклонили колена перед воздвигнутым Крестом. Крест изображен четырехконечным, в так называемой «латинской» манере. Предполагают, что фреска посвящена торжественному внесению в город Креста, освобожденного Ираклием из персидского плена.

Фреска Пьеро делла Франческа «Воздвижение Креста» находится в стрельчатом завершении алтаря фрацисканской церкви в Ареццо. В самом ее центре размещено дерево, своими очертаниями соотносящееся с формой  фрески, что подчеркивает вертикаль и как бы зрительно вытягивает ввысь в целом горизонтальную композицию. Произведение отличает величественная торжественность, благородство, композиционная уравновешенность и передача гармоничной целостности картины мира.

Об иконе «Крестовоздвижение»

Икона «Воздвижение Креста Господня с избранными святыми» написана в XIX веке, предположительно, Тверскими мастерами. Образ исполнен без ковчега, но с визуальным выделением центральной плоскости, на которой изображен сам праздник. На полях расположены Ангел-хранитель и избранные святые, обращенные к Кресту. Некоторые надписания хорошо читаются – Святители Василий Великий и Николай Чудотворец, мученики Флор и Лавр, мученица Наталия. Можно предположить, что в левом нижнем сегменте изображен великомученик Феодор Стратилат, а в верхнем правом мученик Никифор. Лики святых соразмерны с ликами Богородицы и Спасителя, которые выглядят, как иконы местного ряда иконостаса, хотя являются образами на хоругвях, находящихся в руках иподьяконов.

Праздник Крестовоздвижения имеет несколько иконографических изводов. На данной иконе мы видим сразу двух епископов – художник изображает Макария и Захарию рядом. Они удерживают Крест Господень, стоя на амвоне перед Царскими вратами. Здесь объединены сразу три церковных события – воздвижение Креста епископом Макарием, традиции благословения с амвона крестом с частицей Креста Господня молящихся в храме Софии Константинопольской и вознесения Креста патриархом Захарией. Вариант с большим крестом был распространен с XVI века, когда особо подчеркивалось, что возносится истинное древо Креста. Слева, на отдельном возвышении, стоит равноапостольная царица Елена, справа – празднично одетые люди.

Крест Господень хорошо выделяется на фоне Царских врат. Горизонтальную линию перекладины подчеркивают золотые хоругви и фоны образов святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Это визуально объединяет двух отцов древней церкви со стоящими на амвоне.

Композиция иконы построена мастером очень грамотно. Сначала взгляд молящегося обращается к центральной части Креста, которая как бы возлежит на, едва выделенных на фоне врат, нимбах Макария и Захарии. Далее художник направляет внимание к образам Богородицы, Нерукотворного Спаса и двух святителей, а потом через образы святых подводит к фигуре равноапостольной Елены, труды которой и послужили основанием для установления праздника.

Неизвестный русский мастер постарался раскрыть в этой иконе основной смысл праздника: Крест, на котором был распят за людей Спаситель, став орудием Его смерти, послужил основой их спасения. Церковь приглашает всех верующих стать очевидцами крестных страданий Спасителя, Его воскресения и обретения животворящего Креста.

 

По материала сайта Экзегет. ру об иконе и фреске

Комментирование запрещено