Особенности иконографии праздника Пятидесятницы — Сошествия Святого Духа на апостолов. Сравнение двух памятников XV века — Софийской таблетки и Пентокостии Хуана Фландрского.
На Руси сложилось особое трепетное отношение празднику Троицы. Большое распространение получил тип иконы, которая называется «Гостеприимство Авраама». Наиболее полно символика этого события – явления Пресвятой Троицы в виде ангелов праотцу Аврааму – была разработана Андреем Рублевым в иконе, которую он написал по просьбе Преп. Сергия Радонежского. Известны многочисленные списки с этой иконы. Часто этот образ именуют еще Ветхозаветной Троицей.
Так называемая Новозаветная Троица, где изображается все три ипостаси Бога, не является каноничным образом, хотя нередко встречается.
На иконе Сошествия Святого Духа на апостолов – Пятидесятницы – изображена Сионская горница в момент схождения на апостолов Святого Духа в виде языков пламени. Внизу располагается старик, называемый Космос (Cosmos), он олицетворяет собой весь сотворенный Богом мир, всю земную мудрость. Иногда на иконе Пятидесятницы изображают Богородицу, как причину всех этих событий.
Каноническая икона Пятидесятницы на примере Софийской таблетки, XV в.
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» входит в серию таблеток из собора Святой Софии в Новгороде. Таблетками называют небольшие двухсторонние иконы, написанные на тщательно пролевкашенной паволоке, которые, вероятно, применялись лишь на Руси. Они хранились в больших, дорого оформленных «годовых ковчегах».
К Софийским святцам относится и таблетка, на одной стороне которой написан образ «Сошествия Святого Духа на апостолов». Икона написана в соответствии с византийской традицией изображения праздника, но дополнена некоторыми чертами, которые распространились именно на Руси.
Ученики Христовы ожидали обещанного «крещения Святым Духом» (Деян.1,5). Они собрались в Сионской горнице, ее обозначают архитектурные кулисы, представляющие собой поднимающиеся с двух сторон изящные башни, занимающие значительное место в верхней части иконы. Сокровенность происходящего подчеркивает велум, перекинутый в проемах и дополняющий декоративную отделку этих условных сооружений, в которых традиционно угадываются элементы эллинистического зодчества.
Апостолы расположены полукругом, подобно сидящим за единым столом. В византийских и домонгольских образцах на переднем плане можно видеть подобие двери с замкнутыми створками, чем подчеркивается закрытость горницы, в которой апостолы «были единодушно вместе». Позднее русские мастера стали вместо «двери» изображать свод, в котором сокрыт старик в царском облачении – древнее олицетворение упорядоченности и гармонии мира – Космос. Он держит в широко распахнутых руках белый плат, с лежащими на нем двенадцатью свитками – знаками обращенного к миру учительства, предназначенными для апостолов.
Из синего сегмента у верхнего края иконы расходятся двенадцать лучей – языков пламени. Обретение апостолами благодати сошедшего Духа подтверждено их золотыми сияющими нимбами, а также обликом. Пронизывающий их свет отражается мягкостью на сосредоточенных ликах, его потоки, переданные яркими, ломкими пробелами, наполняют алые, синие и оливковые одежды апостолов. Руки учеников Христовых сложены в жесте благословения, который исторически является жестом оратора или же проповедника.
Немного по иному формируются традиции иконографии праздника в католической традиции, где утвердилось мнение, что вместе с учениками Христовыми в горнице пребывала Пресвятая Дева, некоторые жены-мироносицы, а также другие верующие, всего около 120 человек. Они готовились к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, согласно обетованию.
Пентокостия Хуана Фландрского
Картина художника Хуана Фландрского «Пятидесятница» выполнена в соответствии с традицией изображения праздника «Сошествие Святого Духа» в Западной церкви. Она написана маслом на деревянной панели, где автор нарисовал Сионскую горницу, особо подчеркнув это архитектурными элементами. Самый передней план картины занимает высеченная из мрамора колонна, на детализированном стилобате, идущем по нижнему краю, надпись La Pentecostes. Художник тщательно прописал резные скамью и стул, а также изящно отделанный деревянный трон, на котором восседает Богородица.
Следуя преданию, Хуан Фландрский разместил на картине много человек. Слева от Богородицы можно узнать апостола Петра. Справа художник изобразил мужчину, у которого только начинает отрастать борода. Предположительно, это Павел, так как до своего крещения он брил бороду, как римский гражданин.
Композиция картины не симметрична, центральная фигура Богородицы немного смещена влево. На Ее коленях лежит открытая книга, которая символизирует, что в данный момент исполняются пророчества. «И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять», доносит Ветхий Завет слова пророка Иезекиля (Иез.36:26–27), о подаче народу Божьего Духа Святого говорили также пророки Иоиль и Исайя.
Художник изобразил Пресвятую Деву в одежде, подобной той, которую носили замужние женщины на его родине – Фландрии. Большой белый голубь спускается в горницу прямо над Марией, источая из себя многочисленные язычки пламени.
Среди находящихся рядом с апостолами можно увидеть представителей разных народов. Таким образом, художник показывает, что апостолы начали говорить на разных языках и напоминает о словах евангелиста Луки: «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2:7,8). Мастер нарочито расположил всех присутствующих очень близко друг к другу, это создает впечатление, что сходящий Святой Дух буквально объединяет всех под Своими крылами в единую Церковь.