ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ: ОСВЯЩЕНИЕ ДАРОВ
Освящение (преложение) честных Даров составляет главнейшую часть Божественной Литургии и начинается словами священника: «Благодарим Господа!». Верующие выражают свою благодарность Богу поклонением, а певчие поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и нераздельней». Священник в тайной евхаристической молитве благодарит Господа за сотворение и искупление человека, и за то, что Он принимает от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа – Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Последние слова священник произносит вслух, а певцы поют: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь(наполнены) небо и земля славы Твоея». Серафимская песнь соединена с восклицаниями, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим:«Осанна (спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий)во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!».
Священник продолжает евхаристическую молитву и, воспоминая Тайную Вечерю, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении таинства Св. Причащения: «Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже(которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов» и «Пийте от нея вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Затем священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие, и вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии). Певчие протяжно поют: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш», а священник тайно просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3-го часа:«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися».Диакон произносит: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей» (Пс.50, 12). Священник опять читает тропарь 3-го часа, диакон произносит: «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене» (Пс.50, 13). Священник в третий раз читает тропарь 3-го часа.
Благословляя на дискосе Св. Агнец, он говорит: «И сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего». Благословляя вино в Св. Чаше, он говорит: «А еже в чаши сей – честную кровь Христа Твоего». Диакон при каждом возгласе говорит: «Аминь». Наконец благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит:«Преложив Духом Твоим Святым». Диакон трижды говорит: аминь, аминь, аминь.
В эти великие и святые минуты хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Св. Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Этот момент является самым важным в Литургии.
После преложения Даров священник тайно просит Господа, чтобы причащающимся Св. Дары послужили «во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение(получение) царствия небесного, в дерзновение еже к Тебе (т. е., чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение», и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св.Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же («изрядно») вспоминает священник Пресвятую Деву Марию: «Изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Присно Деве Марии», на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: «Достойно есть…». Священник тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух говорит «в первых помяни, Господи, святейшия восточные патриархи православныя»…, а верующие отвечают: «И всех и вся», т. е. помяни, Господи, всех верующих – мужчин и женщин. Молитва за живых оканчивается возгласом священника: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое(величественное) имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», и благословением для всех присутствующих в храме: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Далее идет следующая часть Литургии верных.
(по книге “Закон Божий” протоиерея Серафима Слободского)