Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 — 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была не свойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
Богословские труды, прежде всего по поводу природы Фаворского света, вызывали разное отношение к их автору. Патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник учения Варлаама Калабрийского, отлучил Григория Паламу от Церкви и заключил в тюрьму. После смерти этого патриарха освобожденный Григорий Палама был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. В одном из морских путешествий святителя в Константинополь его судно было взято в турецкий плен, в котором он пребывал в течение года.
За три года до кончины Григорий Палама вернулся в Фессалоники. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизирован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю.
Важнейший период в жизни Григория Паламы связан с его острейшей полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в «двубожии». Полемика шла по поводу учения о природе Фаворского света, о возможности видения Фаворского света. Но полемика неизбежно шла и в связи с проникновением «латинизма» в православное богословие. Участники спора были людьми разных духовных ориентаций. Оппоненты афонских монахов в принципе отрицали самое возможность видения вечного Фаворского света. Варлаам Калабрийский считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога; допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, что и есть «двубожие». Григорий Палама учил о необходимости различать трансцендентную сущность Божества и действия Божества, Его нетварные энергии. Сущность Божества недоступна человеку, и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют, – не участием в природе Его, а участием в Его действиях. Григорий Палама учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными, ибо они суть вечные эманации Бога, не изменяющие Его вечной природы. Они, эти эманации, связывают имманентный мир и трансцендентного Бога. Эти Божественные энергии обобщаются у Григория Паламы словами «благость», “общая благодать Пресвятой Троицы”.
Говоря о свт. Григории Паламе и о его значении для Церкви, мы прежде всего должны подчеркнуть, что этот святитель являлся защитником православного учения о безмолвии- исихии. Это учение излагали и до свт. Григория Паламы такие выдающиеся отцы подвижники как прп. Иоанн Лествичник, свт. Григорий Богослов, прп. Максим Исповедник. Далее мы сошлемся на описания сути исихии на замечательный труд выдающегося богослова и знатока свт. Гигорий Паламы митрополита Иерофея (Влахос) «Свят. Григорий Палама как агиорит»:
«Когда мы говорим, что свт. Григорий является выразителем исихастской жизни Святой Горы, возникает необходимость исследовать в точности что же такое исихия согласно православному учению.
Исихия-безмолвие является необходимой для очищения человека и для его совершенства, которое и составляет его спасение. Свт. Григорий Богослов в своём слове лаконично говорит: «существует необходимость и в исихии с тем, чтобы чисто (беспрепятственно) беседовать с Богом и увести ум от заблуждений». С помощью безмолвия человек очищает сердце и ум от страстей и тем самым достигает общения и единства с Богом. И это общение с Богом, поскольку оно в действительности является единением человека с Богом, и составляет спасение человека.
Безмолвие является ничем иным как «бесстрастием». Когда человек освободит свое сердце от помыслов и страстей, когда преобразятся все силы его души и он обратится от земного к Богу, тогда он будет жить православную исихию. Прп. Иоанн Лествичник пишет, что безмолвие души – это «опытность в различении помыслов и неприкосновенность ума». Следовательно исихия – это внутреннее состояние, это «пребывание в Боге».
Как мы видели, свт. Григорий Палама жил этой православной традицией. И с самого начала он жил в пустынных местах Святой Горы и молился Богу днем и ночью. Находясь в таком духовном климате, он достиг познания Бога, поэтому когда появилась ересь, которая возжелала поколебать и расшатать основные стороны учения Церкви, тогда он в несомненно, поскольку он уже обладал опытом такой жизни, ее изложил. Только через эту призму мы можем смотреть на жизнь свт. Григория. Он был не просто исследователем Святых Отцов, но был тем, кто жил той же жизнью, и поэтому он [следовал] их учению».
Учение исихастов утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выход человека за пределы его тварной природы. Учение Г.П. было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения Собора были внесены в чин Торжества Православия.
По материалам сайтов palama.ru, bogoslov.ru и days.pravoslavie.ru