
Григорий Палама
В воскресенье второй седмицы Великого поста православная церковь отмечает Неделю Григория Паламы – чем знаменит этот святой, особенности дня.
Русская православная церковь всегда вспоминает Григория Паламу в день, который завершает вторую седмицу Великого поста. Григорий Палама прославился как защитник «умной» молитвы, он утвердил православное понимание Фаворского света и связь сотворенного Богом мира со своим Создателем.
Григорий Палама жил в XIV веке и служил епископом города Фессалоники. Он участвовал в одном из самых сложных богословских споров в истории христианской церкви. Богословы выясняли, каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем, существует ли эта связь вообще и может ли человек познать Бога при жизни?
Очень кратко точку зрения Григория Паламы можно выразить так:
«Бог есть и называется природой всего сущего…, все существует в силу причастности к Его энергиям».
Святитель Григорий так убедительно обосновал свое мнение, что Русская православная церковь придерживается его и сейчас.
Григорий Палама обращает внимание на то, что наш разнообразный мир существует и непрестанно поддерживается лишь божьими творческими энергиями. Мир не является частью Бога, но и не отделен от Него. Богословы говорят, что связь Бога и сотворенного Им мира подобна звукам музыки, которые не часть музыканта, но слышны благодаря творческому действию исполнителя.

Фаворский свет в праздник Преображения Господня
Святитель Григорий объяснил, что человек может увидеть божественные творческие энергии. Наиболее ярко встреча с нетварными энергиями описана в Священном предании во время описания Преображения Господня, когда апостолы увидели Свет исходящий от Христа. Позднее это сияние стали называть Фаворским светом. Этот свет открывается подвижникам в силу высокой чистоты их жизни. Можно вспомнить пример явления света от святого Серафима Саровского Мотовилову.
Паламой была сформулирована главная цель христианской жизни – обожение (ударение на «о»). Распространенное высказывание о человеке «он весь светится» показывает некоторое понимание этого зримого явления Образа Божия.
Православие утверждает, что каждый человек призван к святости и может стать приближенным к Господу в силу своей жизни. В католичестве этот вопрос рассматривается с другой стороны. Святость в понимании католиков считается не естественным свойством человека, а приданной извне своеобразной наградой.
Такое различное понимание состояния святости человека, особо зримо является в иконах. В православной иконе мы видим нимб, неотъемлемый от головы, который символизирует внутреннее свечение, присущее каждому человеку, но являющееся при определенных условиях. В католической иконе нимб изображается в виде приданного светящегося обруча или диска вокруг головы, и свидетельствует о своеобразной награде, данной за благочестивую жизнь.