Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа

Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа – особенности, история, тропарь, икона праздника, обычаи и традиции дня.

Праздник Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Спаса Русская православная церковь отмечает 29 августа. Это непереходящий праздник и всегда отмечается в этот день, сразу после окончания Успенского поста, на следующий день после праздника Успения Божией Матери.

Церковное предание рассказывает о том, что царь Авгарь из сирийского города Эдесса тяжело заболел. До него дошли истории о чудесных исцелениях Спасителя, Авгарь уверовал в Сына Божия и отправил гонца к Нему с просьбой прийти и исцелить его. А если Иисус не сможет прийти, то посланнику было велено сделать его портрет. Посланный художник подошел, когда Христос был среди учеников. Он встал на большой камень и начал рисовать, но портрет не очень получался.  Тогда Христос подозвал его, назвав по имени, и передал краткое письмо для Авгаря, пообещав там, что пришлет ученика для исцеления. После этого Спаситель попросил новый убрус (плат, отрез ткани) и воду, Он омыл лицо и утер его, в результате этого на ткани остался Божественный Лик.

Икона Спас Нерукотворный XII век

Когда живописец вернулся с письмом и убрусом в Эдессу, Авгарь возрадовался и почти полностью исцелился. Однако окончательно болезнь прошла только после того, как пришел ученик, апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и совершил обряд крещения над Авгарем и всеми жителями Эдессы.

Авгарь повелел сделать надпись на Нерукотворном Образе «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», после чего укрепил его на доске и разместил над городскими воротами. Много лет жители Эдессы склонялись перед образом Спасителя, проходя через ворота в город.

Через несколько лет правнук Авгаря стал вновь поклоняться идолам и собрался снять Убрус со стены. В это время эдесскому епископу в видении явился Спаситель и повелел спрятать изображение. Епископ разместил перед образом лампаду и заложил нишу в стене глиняной плитой и кирпичами.  Позже, в VI веке, в трудное для города время, другому епископу было дано откровение о нахождении Убруса. Оказалось, что плат с Ликом замечательно сохранился, а на глиняной доске появился отпечаток. Отслужили молебен и неприятельские войска отступили от стен города.

Захватившие в 630 году Эдессу арабы не запрещали жителями почитать Нерукотворный образ и не тронули его, слава о чудесах, исходивших от убруса, разнеслась по всему Востоку.

Нерукотворный образ находился в Эдессе вплоть до 944 года, когда император Константин Багрянородный решил перенести его в Константинополь. Убрус и письмо к Авгарю были с большими почестями перенесены в Константинополь, в Фаросскую церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Далее предания разнятся. Есть версия, что Образ был увезен крестоносцами, во время их завоевания Византии, однако корабль затонул в Мраморном море. Другое мнение говорит о том, что Убрус оказался в Генуе и хранился в Варфоломеевском монастыре.

На Руси почитание Нерукотворного образа широко распространилось во второй половине XIV века, хотя еще в 1355 году московский митрополит Алексий доставил из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного и разместил в специально построенном для него храме. Сразу после этого Спасские храмы стали стоить по всей Руси.

Хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного начиная с Куликовской битвы всегда сопровождало российское войско в битвах и сражениях вплоть до Первой мировой войны. Отсюда – «знамя», от названия этой хоругви «знамение».

Образ Спаса Нерукотворного стал один из любимых в православии, его часто размещали на крепостных башнях русских средневековых городов.

Этот праздник имел в народе много названий. В этот день пекут хлеб и пироги из зерна нового урожая, также приносят для окропления святой водой новые холсты. На праздник устраивали торговлю холстами и полотнами, которые были сотканы еще зимой и отбеливались ярким солнцем на протяжении всего лета, поэтому нередко праздник именовали Холщовый или Полотняный Спас.

К этому времени в лесах поспевают орехи (лещина), начинается их сбор, поэтому за праздником Третьего Спаса закрепилось народное название Ореховый Спас. Так как к этому дню обычно заканчивалась уборка хлебов, то праздник называли еще и Хлебный Спас. Иногда праздник называли Осенний или Холодный Спас – «После Успения пришло — солнце на осень пошло».

Кроме этого день именовали «Посевы» и «Досевки», так как сеяли озимые хлеба.

В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают».

В сёлах и деревнях большие праздники в этот день не проводились, так как велись активные полевые работы перед началом осеннего периода дождей. Но в городах, начиная с этого дня, устраивались великоденские гулянья.

На Третий Спас обращают внимание на отлёт птиц. Считалось, что если журавли отлетят к третьему Спасу, то на Покров подморозит. Народное название праздника Спаса Нерукотворного – Ореховый или Хлебный Спас, напоминает о том, что это издавна был день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день.

Это нашло отражение в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».

По этому дню делали вывод о дальнейшем урожае: «Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год», «Урожая на орехи двух лет сряду не бывает».

Комментирование запрещено