Икона XV века «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и картина «Танец Саломеи» Гоццоли, сравнение

Евангелисты Матфей и Марк подробно рассказывают о том, что произошло во дворце иудейского царя Ирода Антипы то время, когда Христос отправлял своих учеников на проповедь, когда по прихоти нечестивой женщины был умерщвлен последний пророк Иудеи, Предтеча и Креститель Христов Иоанн. Память об этом событии Русская православная церковь отмечает 11 сентября. 

Ирод Антипа был сыном того самого Ирода, который повинен в смерти вифлиемских младенцев после рождения Иисуса. Он был женат на дочери аравийского царя, но отослал свою жену, взяв в дом жену своего брата — Иродиаду. Интересно, что Иродиада приходилась племянницей Ироду Антипе и своему мужу Филиппу, однако по Закону иудейскому это не являлось препоной для брака. Но взять в жены жену своего живого брата, тем более при наличии рожденных детей, было строго запрещено.

Иоанн, Креститель Господень, порицал царя, говоря «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк:18). Особенно невзлюбила Иоанна Иродиада, так как ей не нравилось, что ее сожитель задумывается о словах пророка и прислушивается к ним. Слова Предтечи Христва пробуждали в ней угрызения совести, которые причиняли невыносимые страдания. Она настояла, чтобы он был заключен в темницу. Она скрыла светильник веры под спудом, но это не принесло ей облегчения. Иродиада призывала лишить пророка жизни, но Ирод боялся возмущения народа, так как Иоанна почитали простые жители Иудеи.

Однажды Ирод устроил «пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» в честь своего дня рождения. Перед гостями танцевала дочь Иродиады. Иудейский историк Иосиф Флавий называет ее имя – Саломея. Не редко при этом обращают внимание на эротический характер танца девушки. Однако никакого намека на это в Евангелии нет, евангелисты пишут, что она «угодила Ироду». Может быть, речь идет о том, что Саломея – иудейская царевна, внучка Ирода Великого и падчерица царя своим танцем оказала уважение всем присутствующим, чем помогла Ироду Антипе выделиться, так как обычно за столом танцевали лишь специально обученные рабыни.

Этим она очень польстила тщеславию царя, и он пообещал ей «дать, чего она ни попросит» (Мф.14:7). Девушка сама не приняла решения о подарке и спросила у матери. Иродиада воспользовалась обещанием Ирода и научила дочь попросить голову Иоанна Предтечи. Евангелисты отмечают, что Ирод «опечалился…, но ради клятвы и возлежащих с ним, повелел… отсечь Иоанну голову в темнице» (Мф. 14:9-10). Иоанна обезглавили и принесли его голову на блюде для Соломеи, которую «она отнесла матери своей» (Мф. 14:11).

Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» конца XV века из Русского музея в Киеве

На этой иконе изображено само событие усекновения Честной главы последнего пророка Иудеи. Такая иконографическая традиция часто применялась на иконах конца XV века. Интересно, что действие происходит на фоне горок, что напрямую не соответствует евангельскому тексту. Там местом казни указывается темница: «Он пошел, отсек ему голову в темнице» (Мк. 6: 28). В подтверждении этих слов художник изобразил слева высокую палату, символизирующую место заточения Предтечи Христова. Скалистый пейзаж призван напомнить нам о пустыне Иудейской – месте, где Иоанн провел значительную часть своей жизни.

Ядром композиции иконы является фигура склонившегося Иоанна и воина, заносящего над ним обнаженный меч. В позе пророка сочетаются мотивы готовности к смерти и смиренной молитвы ко Господу. Ниже, у его ног, лежит отрубленная глава с закрытыми глазами и нимбом – на золотом блюде, выделяющемся на фоне провала пещеры. Иоанн как бы глядит на свое отражение, что словно указывает на изначальное предвидение им своей невинной насильственной кончины. Это ощущение усиливает вид воина, с выраженной крестовиной рукоятки меча в руке и одетого в красный плащ – то есть с атрибутами, символизирующими мученичество за Христа. Таким образом, воин выглядит как проводник Божественного Промысла, что соотносит изображение с Крестными страданиями Самого Спасителя и являет картину происходящего не как трагедию, а как торжество Славы Божией. Это подчеркивается возрастанием зеленого древа, словно прямо из чаши с Честной главой. Иконописец поместил рядом с древом меленькую секиру, которая свидетельствует о словах Иоанна «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9), что является косвенным напоминанием о причине усекновения его главы – обличении греха Иродиады.

Образ условно отнесен к иконам праздничного чина из Городца, так как именно в этом городе был приобретен в числе нескольких других икон.

«Танец Саломеи» Беноццо Гоццоли, XV век

Фрагмент из евангельского повествования об усекновении главы Иоанна Предтечи Беноццо Гоццоли изложил в традиционной для католической религиозной живописи манере – привлекая внимание к танцу Саломеи. Картина представляет собой фрагмент нижней части пределлы – невысокой надставки задней части престола в алтаре католического храма того времени.

Художник использует иконографическую традицию изображения нескольких следующих друг за другом событий на едином пространстве. На картине запечатлен как сам танец Соломеи, так и момент отсечения Честной главы и передачи Иродиаде ее на блюде.

Обратим внимание, что на этом изображении нет и намека на то, с чем будет ассоциироваться словосочетание «танец Саломеи» в дальнейшем. Хотя танец представлен несколько замысловатым, но в нем нет приукрашивания порока. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречие, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья – сама грация и гармония, тогда как от руки и головы исходит некая угроза. Напряжен и сам царь Ирод, художник выразил это, дав ему в руку нож, что придает дополнительную глубину происходящему.

Гоццоли переносит место действия трагедии в интерьеры своего времени, всех персонажей облачает в богатые одежды современного ему покроя.

Удивляет тщательность проработки деталей в таком небольшом формате картины. Видно, что художник с особой тщательностью и любовью подошел к написанию этого сюжета. Смиренно склонивший голову под меч, погруженный в молитву, пророк противопоставляется всей активной, но совершенно пустой жизни, происходящей в центральной части картины. Чревоугодие, тщеславие, гордыня, жадность, злоба – все это особенно проявляется при сравнении с тем, кто всю свою жизнь призывал отвергнуть грех и покаяться в нем.

Фигура Иоанна мягко освещена, но доспехи воина горят так, как будто источник света сам пророк. Такой же яркий свет падает на Саломею, изображенную дважды. Художник не случайно подчеркнул ее платье контрастом – свет, идущий от Иоанна словно бьет ей в спину, меняя синий цвет платья на противоположный желтый. Наряд Иродиады не так контрастен, но ее платье представляет собой самое яркое локальное пятно на картине, к тому же расположенное почти в центре. Таким образом, художник явно привлекает к ней особое внимание, показывая как на главную виновницу происходящей трагедии.

Использована информация с сайта Экзегет. ру об иконе и фрагменте пределлы.

Комментирование запрещено