
Иконография праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы в основном сформировалась на основе Священного Предания — VII главы апокрифического Протоевангелия Иакова, написанного во II веке, а также Евангелия Псевдо-Матфея. На сложение византийского канона образа оказало влияние «Житие Богородицы», изложенное монахом Епифанием в XI веке с опорой на многочисленное устное предание и апокрифические источники. Католики понимали этот сюжет, основываясь на так называемой «Золотой легенде» — творении монаха-доминиканца XIII века Якова Ворагинского.
Родители Пречистой Девы Марии дали обет Богу отдать свое позднее дитя на воспитание в храм Божий. Младеница, осеняемая благодатью Божией, росла и укреплялась три года, возле своей матери – праведной Анны. По прошествии этого времени Марию стали готовить к тому, что она скоро покинет родительский дом и станет жить в Иерусалимском храме.
Проводить Деву Марию пришли ее сверстницы, а также родственники праведных Иоакима и Анны. Перед храмом было пятнадцать высоких ступеней, по количеству степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Родители поставили Марию на первую ступень, и она быстро поднявшись по ним, приблизилась к первосвященнику, которым был Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он не только провел необыкновенное дитя по всему храму, но и ввел ее во Святая Святых – то место в храме, куда мог входить только первосвященник один раз в год.
Описание иконы XV века Введение во храм из Кирилло-Белозерского монастыря

Иконография праздника сложилась к XI веку. Художники Древней Руси, воплощая это радостное и таинственное событие, выработали свои варианты иконографического извода. Они создали замечательные образы, к которым относится и икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» из Успенского храма Кирилло-Белозерского монастыря.
В центре иконы спокойно стоит Мария, в облике которой чудесно проступает и доминирует ее будущее. Лишь малый рост ее свидетельствует о юном возрасте, а лик, одежда и поза являют привычные черты Богородицы, которая, на радость людям, вводится в дом Господень. Над ней вознесен киворий, выделяющий Пресвятую Деву, как «храм одушевленный».
Плотной группой за Младеницей движется процессия дев с горящими свечами, возглавляемая ее праведными родителями Иоакимом и Анной. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы в праздничном каноне на богослужении: «В храм тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту». Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Ее встречает первосвященник Захария, он протягивает Марии руки в открытых вратах, напоминающих царские врата алтарной преграды. Изображение распахнутых врат соотносится с песнопением: «к Нейже, дивяся, Захария вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двeри» (стихира праздника). Обращение к Богородице «Двере Господня» основано на пророческом видении таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1-4).
В правой части иконы над Захарией поднимается Иерусалимский храм, который своими свойственными христианству деталями свидетельствует о Новом Завете. На его верхней площадке мы видим Богородицу, пищу которой подносит парящий ангел. Этот эпизод имеет евхаристический смысл, отраженный в стихире праздника: «Небесным воспитана Дева Хлебом верно в Храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово». Слева на иконе в виде двух одинаковых башен встает покинутый дом Иоакима, как принадлежащий Ветхому Завету.
Начальная и конечная точки следования процессии соединены стеной, взметнувшейся легким полукругом над Пресвятой Девой, и алым велумом, подчеркивающим сокровенность происходящего и являющим связь между Ветхим и Новым Заветами.
Над Богородицей склонились ее праведные родители и первосвященник. Их склоненные фигуры, объединенные единым абрисом, словно пытаются защитить собой девочку. Лики Иоакима, Анны и Захарии полны напряженной, взволнованной мысли, они с любовью постигают таинственную драгоценность юной жизни.
Серьезны, спокойны и светлы взоры всех участников события, размышляющих над светлой тайной открывающейся радости. Это подчеркнуто не только композиционным единством образа, но и праздничным подбором цветов, охристый компонент которых дополнен синими и винно-красными тонами.
Долгое время, фон иконы был сокрыт под чеканной серебряной басмой, которая придавала особый мягкий блеск свету вечности, наполняющему пространство образа.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» написана на деревянной панели 84×63 см. Она была частью праздничного ряда высокого иконостаса Успенского храма мужского Кирилло-Белозерского монастыря, расположенного на берегу Сиверского озера в городе Кириллове Вологодской области. В стенах монастыря в 1924 году был открыт музей, поэтому икона, в числе многочисленных других образов обители, сменила свой «адрес», не покидая места. В 1968 году она была отреставрирована во Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации и позже освобождена от басм.
Картина Чима да Конельяно «Введение Марии во храм»

Венецианского художника Чима да Конельяно считают одним из тех, кто придавал большое значение каждой детали Предания. При этом точное следование литературной канве сочеталось у него с необычайной поэтичностью изобразительной трактовки сюжета праздника.
Художник смело делит пространство картины на две неравные части диагональю лестницы, по которой целеустремленно следует маленькая девочка со свечой в руке. В ней ровно пятнадцать ступеней, причем Мария находится на полпути – между седьмой и восьмой ступенями. Наверху ее ожидают Захария и две женщины, что призваны помогать девочкам в храме. Внизу, среди сопровождающих, остался белобородый Иаоким, рядом с ним Анна, чей немолодой возраст подчеркнут темным головным покрывалом.
Кроме изображения основных действующих лиц, художник вносит в картину много повествовательных деталей. На ступенях сидит мальчик с птичьей клеткой, который засмотрелся на Марию, женщина подводит к храму голоногого малыша, на заднем плане – зарисовка из жизни города. Эти бытовые мотивы помогают поверить и жизненную достоверность изображаемого. Действие картины разворачивается на фоне ренессансной архитектуры, видны лоджии, дозорная башня и даже развешанное белье, вполне европейского вида. Но Чима пытается придать восточный колорит сцене — в глубине видны пальмы, мужчины носят чалмы. На заднем плане виден гористый пейзаж, напоминающий родину художника, а сочный колорит создает атмосферу пестрого красочного юга.
Центральная композиция картины сформирована вертикальными линиями, поддерживающими тянущуюся вверх фигурку Марии со свечой – силуэтами колонн, пальм, стен зданий и большинства людей, и четкой диагональю ступеней, поддержанной внутренней лестницей в здании на втором плане, а также ритмом возвышенностей на пейзажном фоне. Все это создает ощущение торжественности и направленной поступательности, поддерживает движение Марии вверх. Фигуры людей, расположенных справа и слева уравновешивают картину, их взоры словно поддерживают Марию со всех сторон на ее важном пути.
Картина написана на деревянной панели, размером 105 на 145 сантиметров. Во влажном климате Венеции, где работал Чима, темперные краски, представляющие собой пигмент, замешанный на яичном желтке, сохранялись плохо. Поэтому подмалевок художник выполнял темперой, а последующие этапы, в которых основным техническим приемом была тонкая прозрачная лессировка, — масляными красками.





