День Усекновения главы Иоанна Предтечи –история, смысл, значение, тропарь, народные традиции и обычаи праздника. Три обретения честной главы Пророка и Крестителя Христова Иоанна.
Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь по православному календарю всегда отмечает 11 сентября. В этот день вспоминаются события, описанные в Новом Завете, когда предсказавшему пришествии Спасителя и крестившему его в Иордане отрубили мечом голову из-за приходи неблагочестивой царицы. Правитель Иудеи не хотел казнить его, так как опасался народного гнева. Но он жил в блуде с женой брата, за что был обличаем пророком, и Иродиада подговорила свою дочь Саломею хитростью принудить Ирода казнить Иоанна. Саломея запросила в уплату за красивый танец голову Иоанна, и Ироду пришлось выполнить обещание – голову Предтечи ей принесли на блюде.
Этот день строгого поста. Держащие пост не едят мясо, рыбу, яйца и молочные продукты, можно использовать только растительное масло. Это выражение нашей скорби о мученической кончине великого Иоанна Крестителя.
Сосуд с главой Предтечи захоронили отдельно от тела, и через много лет его обрел благочестивый вельможа Иннокентий при строительстве церкви. Известно, что уже после первого обретения честной главы, от святыни происходили чудеса. Однако перед свой кончиной, Иннокентий повелел опять зарыть сосуд, что бы уберечь его от поругания в сложный период.
Далее с этим сосудом произошла чудесная история. Есть предание, что во время правления императора Константина, Предтеча явился двум инокам и указал место нахождения своей главы. Когда иноки выкопали святыню, их смутил враг и они решили оставить ее себе. Но вскоре они встретили попутчика – горшечника, которого попросили помочь нести их ношу. Но Иоанн вновь явился, теперь горшечнику и тот покинул иноков вместе с драгоценным сосудом. После этого он долго хранился в его семье, передаваясь из поколения в поколение.
Так случилось, что по прошествии времени, запечатанный сосуд с главой пророка попал в руки отпавшего от церкви священника Ефставия. Какое-то время он использовал чудодейственную силу, исходящую от главы, для обращения людей к ереси, но вскоре кощунство открылось. Евстафий закопал сосуд в пещере, желая в будущем взять его, но эта пещера была вскоре использована для устроения там монастыря. И вот в 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн и указал, где покоится его глава. Это событие считается вторым чудесным обретением главы Иоанна Крестителя. Вскоре сосуд перенесли в Емессу, а позже в столицу Византии Константинополь.
Но на этом перипетии святыни не закончились. В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом в Команы. Но в период иконоборчества святыню спрятали. После того, как иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию было откровение о нахождении честной главы. Святыню вновь обрели, уже в третий раз. В настоящее время часть главы Предтечи Христова покоится на святой горе Афон.
Иконография дня памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя очень разнообразна. В Византии широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился в пустыне, а воин заносит над ним меч. Был и такой вариант, когда голова была уже отделена, а воин вкладывает меч в ножны. В Древней Руси чашу с главой Иоанна Предтечи писали на фоне храма. По сторонам изображались монахи, священники и император Константин. Иногда русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, а воин заносит над ним меч. В последние столетия стали нередко изображать Иоанна в пустыне, склоненного над сосудом со своей главой. Иногда бывает, что икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыне» дополняется и изображением тарели с усеченной главой. Отдельно натуралистически изображенную главу Пророка стали писать под влиянием католической традиции. Такая иконография была больше распространена в южнорусских приходах и не считается канонической.
После принятия христианства на Руси на традиции православных праздников сильно влияли языческие верования и бытовые суеверия. В связи с этим часть христианской символики исказилась в народном сознании, иногда даже приобрела иное значение. Так в народе считалось, что в праздник Усекновения существует запрет на употребление в пищу плодов круглой формы, считалось, что они похожи на главу Предтечи. Под запретом были яблоки, картофель, арбузы, лук, репа и капуста, можно было есть только несколько видов овощей, крупяные каши и хлеб, который не разрезали, а разламывали, так как острыми предметами в этот день также не пользовались. У белорусов было поверие, что за год голова пророка прирастает обратно, но сразу отпадает, как только хлеб начнут резать, а не ломать.
У этого дня в народу были свои названия: Иван-постный, Полетовщик, Полеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-пост.
Не принято было раскладывать еду на блюде, чтобы не вызывать в памяти связей с блюдом, где лежала голова Предтечи. Южные славяне не ели в этот день плодов с красным соком, так как считали, что это «кровь святого Иоанна».
Эти обычаи связаны с желанием ничем не напомнить друг другу о мученической кончине Предтечи Христова. Считалось, что если все эти запреты нарушать, то можно прогневать Иоанна и он пошлет неурожай, а также лишит языка и повредит руки. Все эти суеверия никаким образом не связаны с православием, где существует единственный запрет – на вкушение скоромной (мясной, молочной и яиц) пищи и рыбы. Сравнение честной головы святого с круглым овощем или фруктом недопустимо.
Кроме этого, в этот день не водили хороводы и не пели песни, а к столу старались звать странников и нуждающихся людей.
День Усекновения главы Иоанна Предтечи в народе считался началом осени:
Иван Постный пришел, лето красное увел;
С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает;
Иван Постный — осени отец крестный;
Иван Предтеча гонит птиц далече;
В некоторых местах по отлету птиц в этот день делали выводы о дальнейшей погоде. Если на Ивана Постного на юг отлетали журавли, то будет короткая осень и рано выпадет снег. Если скворцы задерживаются с отлетом, то осень будет сухая. Если грачи по вечерам тянут над землей — жди хорошую погоду. Примечали, если лебедь летит, то к снегу, а если гусь, то к дождю.
В этот день Иоанну Предтечи особо возносят молитвы люди, страдающие головными болями. Эта народная традиция не противоречит вероучению церкви и поддерживается ею.