
Вознесение Господне
Праздник Вознесение Господне в православном календаре — история, смысл, тропарь, иконография праздника, традиции, народные обычаи и приметы дня.
Вознесение Господне переходящий праздник и всегда отмечается на 40-ой день после Пасхи — в четверг шестой седмицы. Он относится к двунадесятым господским праздникам, то есть в этот день особо почитают Господа Иисуса Христа.
Евангелисты рассказывают, что после своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам, но о Вознесении Иисуса Христа кратко упоминают только Марк и Лука. В начале Книги Деяний апостольских это событие описывается более подробно.
На сороковой день после Своего Воскресения, Христос пребывал на Елионской (Масличной) горе со своими учениками и Пресвятой Матерью. Он повелел им не отлучаться из Иерусалима и ожидать обещанного от Отца крещения Духом Святым. Апостолы стали спрашивать, не пришло ли время царства Израиля? Но Господь ответствовал им, чтобы не думали о сроках, «которые Отец положил в Своей власти», но готовились к принятию Духа Святого, что даст им силу свидетельствовать о Нем «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». После этих слов, Спаситель «от горы Масличныя вознесеся во славе» на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов.
Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым. Стихира праздника говорит о том, что «с земными яко человек пожив днесь от горы Елеонской вознесся во славе и падшее естество наше милостиво вознес, Отцу спосадил его».
Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. Первоначально празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялись, их отмечали в одно время. Лишь к концу IV века Троицу и Вознесение стали славить как отдельные праздники. Первые христиане собирались на горе Елеон, откуда Господь вознесся на небо, там совершалась служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.
Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.
Богослужение на Вознесение совершается священниками в белых облачениях, этот цвет призван символизировать нетварный Божественный свет.
Тропарь Вознесению Господню, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ радость сотворивый учеником,/ обетованием Святаго Духа,/ извещенным им бывшим благословением,// яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Иконописный канон праздника Вознесения сформировался в Византии к VI веку, русские мастера приняли его почти без изменений. Иконы являют внутренний смысл праздника: восседание Спасителя по Вознесении «одесную Отца» — подобие того, как Господь явится по Своем Втором пришествии и заповеданную проповедь Христа давать учения «всем землям». Иконы показывают, как Богородица и апостолы славят Вознесение Христа исполняясь радостью и передавая ее постигающим таинственное событие людям. Иконы Вознесения Христова полностью описывают событие и следуют установленным канонам изображения, которые поддерживают все иконописцы. По традиции, двенадцать апостолов изображаются стоящими или коленопреклоненными, в центре меж ними находится Богородица. Над их головами на облаке в окружении ангелов возносится Спаситель. Иногда на иконе размещают изображения Елеонской горы со следом ноги Иисуса Христа.
Народные традиции и обычаи праздника Вознесения Господня
За долгое время, прошедшее после крещения Руси, праздник Вознесения Господня в народном сознании объединил христианские традиции и народные аграрные обычаи. Переход весны в лето, освещенный заботой о будущем урожае, первые жаркие дни — все это слилось в сознании русского человека с церковным смыслом праздника, крестьянские обычаи были переосмыслены с точки зрения христианских ценностей. Те простонародные традиции, которые были не сильно изменены, показывают всю любовь крестьян к этому святому дню и степень включения его в крестьянский обиход.
Все сорок дней между Пасхой и Вознесением на Руси были особо окрашены вниманием к нищим и больным людям, кроме этого в эти дни старались не мусорить и не плевать на улице. Это происходило потому, что считалось, что все сорок дней по улице может ходить Сам Христос под видом нищего и Он мог наступать на мусор и грязь.
Народ верил, что с Пасхи до Вознесения раскрыты двери рая и ада, грешники в аду не мучаются, а веселятся с праведниками: «С Велик-дня (Пасхи) до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Во многих местах Вознесение было днем поминовения усопших родственников.
В день Вознесения было принято ходить друг к другу в гости, традиция имела название «ходить на перепутье». Этот обычай был близок церковному пониманию праздника.
На Вознесение Господне на Руси было распространена выпечка особых блинов — «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки». Их готовили «Христу на дорожку». В некоторых местностях стряпали творожные ватрушки, края которых защипывали особыми ступеньками, они назывались «рогушки» или «преснушки». Также готовили обычные блюда для угощения гостей, пекли пироги-лестовки, с семью ступенями-перекладинами.
Бытовали и обычаи, с видимыми отголосками язычества. Приходящие в гости угощали хозяев печеными лесенками (лестовками, лествицами), которые замешивали из пшеничной муки на меду. Пеклись и простые ржаные хлебцы-лесенки, их оставляли на кладбище. Существовало поверье, что они помогут душам умерших подняться на небо. Оставляли лесенки также на поле, для того, что бы рожь выше тянулась к небу. Кроме этого, испеченные лествицы с семью ступенями (ведущими на Небо) бросали с колокольни. По упавшим пирогам гадали, каков будет путь человека ко спасению.
На Вознесенье водили хороводы особым способом – «колоском». Ребята и девушки вставали лицом друг к другу и парами крепко брались за руки. В это время по сомкнутым рукам проходили маленькие девочки в веночках.
С этого праздника, люди перестают приветствовать друг друга возгласами «Христос Воскресе!».
Отношение к работе в Вознесение такое же, как и в воскресный день – если есть возможность, лучше посвятить этот день Богу. Если же необходимо совершать неотложные труды, особенно ради ближнего, то это грехом не является. Но ту работу, которую можно отложить, лучше перенести на другой день, освободив время для радости во Славу Божию.
С Вознесением связаны народные приметы, в основном погодные.
Верили, что дождливый день в праздник предвещает неурожай и болезни домашнего скота.
Роса в этот день считалась целебной, а травы набирали свою силу.