Происхождение честных древ Животворящего Креста — Медовый Спас

Праздник Всемилостивого Спаса, Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня — Медовый Спас, Первый Спас — особенности богослужения, история, тропарь, икона дня, освящение меда, обычаи и традиции дня.

Русская Православная Церковь 14 августа всегда отмечает праздник Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, называемый в народе Медовый Спас, с этого дня начинается Успенский пост.

Этот праздник был установлен в IX веке в ознаменование обычая проносить Честное Древо Креста по дорогам, улицам и близ источников воды Константинополя, чтобы прекратились болезни, которые часто начинались в это время года. Сначала праздник был только местным, но со временем принят во всех православных Церквях.

Праздник Изнесения Честных древ — является первым праздником августа, посвященных Спасителю Иисусу Христу. Поэтому его нередко называют Первый Спас или Первый Спаситель.

Русская Православная Церковь окончательно закрепила в календаре этот праздник в 1164 году. Именно в этот день войско князя Андрея Боголюбского одержало победу над  волжскими булгарами после того, как он вознес молитвы и попросил защиты и покровительства Богоматери. В походе русских воинов сопровождала чудотворная икона Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов. Со дня той победы, на Руси стало совершаться «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице».

Иконография праздника сложилась уже после татаро-монгольского нашествия, иконы многофигурны, имеют сложную композицию. Часто там изображается само событие освящение Константинополя, но известен и еще один тип – показывающий Москву, как Третий Рим.

Богослужение праздника своеобразно, оно напоминает службы Крестопоклонной недели Великого поста и праздника Воздвижения Креста Господня.

Вечером накануне праздника, священнослужители торжественно переносят в алтаре Крест с жертвенника на престол.

На утрене перед Великим славословием  настоятель храма переоблачается в облачение фиолетового или темно-красного цвета. При пении Трисвятого трижды совершается каждение престола, в то время, когда «Святый Боже» поется в третий раз, настоятель располагает Крест на голове и выносит его из алтаря через северные двери. Перед ним выносят две большие свечи.  На амвоне настоятель останавливается и возглашает «Премудрость прости», после чего при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» располагает Крест на аналое в центре храма.

Потом при пении «Кресту Твоему…» совершаются три земных поклона Кресту, поются особые стихиры и предстоятель совершает елеопомазание верующих.

С давнего времени первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю, получил название Медовый Спас. В сам день праздника перед началом литургии или сразу после нее совершают малое освящение воды. В этот день по традиции происходит освящение мёда урожая текущего года, так как на Руси к этому дню заканчивался основной медосбор.

В этот день верующие приносят в храм для освящения свежесобранный мед, а также мак и лекарственные травы. Перед началом литургии мед в открытых емкостях расставляют на приготовленных возле храма столах. После водосвятного молебна священник читает специальную молитву и окропляет мед. Часто у храмов устраиваются чаепития с медовыми коврижками, пряниками и постными пирогами, дегустация медового кваса и медовухи.

Многие пасечники придерживаются благочестивой русской традиции – раздавать в этот день по части медовой соты детям и нищим.

Этот день имел и другие распространенные народные названия – Маковый Спас и Спас на воде или Мокрый.

14 августа Церковь вспоминает братьев-мучеников Маккавеев и их мать Соломию. В простонародном сознании из-за схожести произношения произошло «слияние» церковного праздника и народной традиции начала сбора кондитерского мака – распространенного на Руси лакомства, особенно в постные дни, отсюда — Маковый Спас.

Название праздника «Спас на воде» или «Мокрый Спас» связано с обычаем на праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста 14 августа освящения новых колодцев и источников. К этому дню приурочивали и чистку старых колодцев, водоемов, приведение в порядок родников. К источникам совершались крестные ходы, после чего люди там окунались «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После этого дня крестьяне прекращали купаться в открытой воде.

С праздником Первого Спаса в народе связано много поговорок и природных примет:

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, готовь гумна и паши под озимь.
  • Первый Спас — первый сев.
  • Черен мак, да и бояре едят.
  • На Первый Спас и нищий медку попробует.
  • Мачок с медком — усы оближешь.
  • До Петрова дня вспахать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
  • У Первого Спаса всего в запасе — и дождь, и солнце, и ветер.
  • На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
  • На Маковый Спас мак собирай.
  • Если колодец выкопать на первый Спас — ему навредить никто не сможет.
  • На Первый Спас весь скот купают.
  • После первого Спаса в реку не заходят
  • Дождь на Маковея — мало пожаров бывает.
  • С Первого Спаса и роса хороша.

Комментирование запрещено