Рождественские Святки

Церковные правила и особенности трапезы после Рождества Христова, что нельзя делать на Святках, можно ли гадать в эти дни.

Когда начинаются и заканчиваются Святки

Начало Святочных (Святых) дней определяют по-разному. Некоторые отсчитывают Святки с Навечерия Рождества Христова — с вечера Сочельника 6 января, который сыздавна называют «щедрым». Другие начинают Святки от праздничного рождественского богослужения 7 января. Но окончание  Святочных дней известно точно – это 17 декабря, канун перед Крещенским Сочельником.

В традиции празднования Святок у православных и католиков много общего, так как Святые дни после Рождества были установлены еще в V веке, до формирования Западной Церкви.

Иудеи мало значения придавали рождению человека, особо выделяя процесс становления отношений с Богом. Поэтому, первые христиане Рождество и Крещение Христово объединяли в один день, который называли Богоявлением. Позже эти два праздника разнесли на 12 дней, почти все из которых стали называться Святыми днями или Святками.

Особенности трапезы на Святках, что можно и нельзя делать в Святые дни

Во все Святочные дни можно есть мясную, молочную пищу и яйца, так как нет поста в среду и пятницу. Даже к причастию можно подходить без соблюдения особых постных дней. На Святках также издревле не делают коленопреклонений в храме, хотя в домашней молитве могут совершаться и земные поклоны. Перед приемами пищи в эти дни принято петь или читать рождественский тропарь, а после окончания трапезы – кондак.

В Святые дни церковь не разрешает венчания. Такое решение было принято потому, что на Святках всегда бывало активное гуляние, часто со спиртными напитками, что не способствует благочестивому началу супружества. А вот совершать Таинство Крещения на Святках можно.

На Святках приветствуется ходить в гости, неся радостную весть о рождении в мир Спасителя. В эти дни православные поздравляют друг друга, поют рождественские песни-колядки, показывают вертепные представления, дарят памятные подарки и сладости. На Святках верующие нередко собираются группами и ходят с поздравлениями к родственникам, соседям и навещают представителей социально незащищенных  слоев общества. Сейчас формируется обычай устраивать Рождественские флешмобы в общественных местах.

Иногда возникает вопрос – можно ли работать на Святках, так как все эти дни считаются праздничными. Надо знать, что особые труды в эти дни никогда не благословлялись священством. Поэтому лучше не планировать на время Святок какие-то серьезные дела, которые можно без последствий перенести на другое время. Однако работа в Святые дни не является грехом и не влечет никаких последствий для человека. Но надо помнить, что в такой большой праздник, как приход в мир Спасителя человечества, надо радоваться и прославлять Бога, отложив все земные дела и заботы.

Ожидать чудо на Рождество и в Новый год не значит гадать о нем

С Рождеством Христовым издавна связано много народных традиций и верований. Так, распространено мнение, что в ночь под Рождество, а потом на Святых днях вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Однако надо знать, что Церковь не благословляет гадания и предсказания в эти дни.

Еще с языческих времен существовало поверие, что во время самых длинных ночей в году, на границе декабря-января, все тайны будущего открываются и могут быть известны. Но к реальному событию Рождества Христова это не имеет никакого отношения.

В новогодне-рождественские дни всем хочется чуда, кажется, что стоит лишь заглянуть за реальную грань бытия, то сразу же узнаешь нечто важное о своей жизни и ее будущем.

Но христиане не выражают свое религиозное чувство словом «знание», а вера основана на полной свободе в духовной жизни и надежду на промысел Божий о каждом человеке. А гадание является нарушением такой свободы, ведь желающие заглянуть в будущее пытаются узнать нужную для себя информацию, сделать ее предметом знания, а не веры.

Церковь не только отрицает практику гаданий, но и предостерегает от этого. Ведь гадающие не редко прибегают к различным заклинаниям, иногда прямо или иносказательно обращаются к противнику Бога.

Как относятся к гаданию психология

Гадания совсем не безвредны и с точки зрения психологии.  Ведь человек попадает в своеобразную зависимость от того, что он видит в кофейной гуще, на звездном небе или на картах. Гадающий словно накладывает программу  на свои действия и поступки, подсознательно начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано» — нагадано, предсказано или выпало.  Таким образом, человек лишается свободы действий и возможности для изменения. Поэтому человек отчасти лишается и ответственности за свои действия, ведь они как будто предопределены. Однако это обман и иллюзия — отвечать все равно придется и это может привести к серьезным проблемам. Когда пытаясь решить их, человек опять прибегает к гаданиям, то узел условностей и обязательств затягивается все туже, внутренней свободы остается все меньше и можно дойти до психического расстройства.

Проникновение в тайну Рождества без магии

Церковь всегда высказывается против этой языческой традиции и никогда не благословляет гадания. Ведь Бог дышит только там, где есть свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода, и даже не в доме иудейского Первосвященника. Богомладенец появился на свет в пещере, где пастухи прятали животных в непогоду. В Его Рождество не было громов, молний и шумных пиршеств. Бог никому не доказывал, что родившийся Младенец – Тот Самый Божий Сын, Спаситель мира, которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Тот, у кого сердце открыто рожденному Христу, не будет прибегать к гаданиям и сводить свою жизнь к линиям, пятнам и случайностям.

Комментирование запрещено