Сравнение католической картины и православной иконы праздника Преображение Господне

Преображение Господне относится к двунадесятым праздникам, то есть к одному из двенадцати главных событий православной церкви. Как отличается иконография праздника у католиков и православных, различия в понимании фаворского света.

Священное Писание доносит до нас историю о том, как Иисус Христос преобразился на глазах своих учеников Петра, Иакова и Иоанна. Об этом говорят три евангелиста – Лука, Матфей и Марк, представляя свершившееся во всех подробностях. Предание уточняет, что событие произошло на горе Фавор, хотя часть исследователей сомневается в этом, называя гору Ермон. Однако именно название горы Фавор послужило основой для формирования целой грозди синонимов, которые прочно вошли в языки многих народов. Этот факт можно посчитать своеобразным Божьим благословением на древнее церковное предание о Преображении Иисуса Христа именно на горе Фавор и называние этой горы заложило основу нарицательного понятия «фаворский свет», ставшее столпом в понимании обожения человека.

Джованни Беллини «Преображение Господне»

На этой картине художник изобразил момент, когда Петр обращается ко Христу, испрашивая разрешения сделать три кущи (палатки): «Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов, трое собеседующих на горе покрылись облаком, и раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мк. 9:5). По возвращении, Христос велел ученикам пока не рассказывать о том, что видели. Событие Преображения Господня считают явлением Божественной Троицы – Сына, стоящего на горе, Святого Духа, в виде света и чудесного облака, Бога Отца, возвестившего о Себе голосом.

В целом расположение фигур на картине выполнено соответствии с иконографическим каноном – три жителя Небесного Града возвышены, три земных человека распластаны в напоминании слов из Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу «Бога человеком невозможно видети…» (Ирмос 9-ой песни).

Икона «Преображение Господне»

Эта икона была написана для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, что недалеко от Москвы. Она являлась главным храмовым образом, поэтому всегда находилась в первом ярусе иконостаса, среди местночтимых икон. Изображение выполнено в полном соответствии с традиционным иконописным изводом этого праздника, который в основном сформировался в IX веке.

Евангелисты отмечают, что событие Преображения случилось через несколько дней после того, как Господь рассказал ученикам об ожидающих Его страстях, о несении своего креста Его последователями и о Своем скором пришествии во славе. Однажды Иисус, позвав Своих ближайших учеников – братьев Иоанна и Иакова с Петром, взошел на гору – Фавор. На иконе она представлена тремя горками, центральная из которых оливкового, а окружающие терракотового цвета. Восхождение было долгим и не простым, и путники продолжили начатую ранее беседу. Иконописец посчитал важным запечатлеть этот процесс в левой части иконы, написав начало события на небольшом уступе.

После трудного пути ученики погрузились в сон, и Христос стал молиться один. Вдруг яркий свет изверг Иоанна, Иакова и Петра ото сна – Христос явился преображенным – «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою», сообщает Лука. «Как снег», «как на земле белильщик не может выбелить», уточняет его слова евангелист Марк. По сторонам от Иисуса находились Илия и Моисей, как сослужащие ему священник и диакон. Они олицетворяют исполнение во Христе всех ветхозаветных чаяний и пророчеств. Святые отцы объясняют, что Илия представляет собою мир живых, так как не умер, а был поднят живым на небеса, а Моисей – мир мёртвых. Причем Илия изображен седобородым, а Моисей черноволосым молодым человеком, держащим в руках скрижали с Законом.

Спаситель стоит на вершине горы, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, символизирующий пророчества о Себе. Иисус Христос помещен в сияющую голубоватым светом мандорлу, от которой исходят ослепительные лучи, сверкающие бликами на деревьях, лещадках горок и одеждах присутствующих при Его Преображении. Свет пронизывает все, он словно прорывает поверхность, врезается в земную твердь, как острый плуг. Чудо Преображения явлено формирующим вселенную событием, которое преображает все творение и дает толчок к развитию последующих событий.

Ученики поражены мощью случившегося, они как будто опрокинуты исходящими от Христа лучами света. Юный Иоанн в испуге упал ниц и закрыл лицо руками, Иаков стоит на коленях спиной к Спасителю, но оборачивается, что бы приобщиться Чуду. Только Петр прямо смотрит на воссиявшего Христа, рука его поднята в жесте обращения: «Равви! хорошо нам здесь быть», приводит его слова апостол Матфей. После этого, продолжает евангелист, все покрылось облаком, и над горой разнеслось: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Так явлена вся Пресвятая Троица – Сын, преображенный на горе, Святой дух, осеняющий Его облаком и Отец, гласом возвещающий Свою волю.

Время иконы — время вечности, здесь все происходит одновременно, если слева Христос и апостолы поднимаются на гору, то справа — они сходят с нее. Это тоже важная часть события, так как на обратной дороге Христос просит своих учеников сохранить в тайне увиденное до Его воскресения.

Особенностью данной иконы исследователи считают небольшие облачка в верхних углах, на которых ангелы переносят Моисея и Илию на гору Преображения.

Эта икона заложила русскую традицию письма более поздних образов Преображения Господня. На протяжении XV века этот извод неоднократно повторялся иконописцами, каждый из которых, внося изменения в мелочах, был верен именно такому композиционному решению.
Святые отцы полагают, что Христос заведомо взял с Собой учеников не для совместной молитвы, предугадав их сон, а чтобы явить им всю Славу Божию в Преображении, показать Себя Сыном Божьим не на словах, а явно. По мнению Иоанна Златоуста, Он «открыл… им нечто из Своего Божества… и показал в Себе обитающего Бога».

О фаворском свете в православной и католической религиозной живописи

Учение о «фаворском свете», которое связано с чудом Преображения Иисуса Христа на горе Фавор, является основополагающим в христианском богословии.

На картине Беллини мы видим католическое понимание фаворского света – художник изобразил сияние облака по кругу, как будто над Спасителем светится нимб, символизирующий схождение на Него благодати. Пытаясь передать идущий сверху свет, а также усилить белизну одежды, особенно подчеркнутую в Евангелии, Беллини несколько затемнил лик Христа. Это, вероятно, явилось также следствием молодости художника, стремящегося соответствовать духу времени в передаче объема, но еще не вполне обладающего мастерством.

В понимании фаворского света кроется одно из различий между православием и католичеством. Зримо это представлено в религиозной живописи, особенно в изображении нимбов. На православных иконах нимб, это видимое сияние образа Божия в человеке, свидетельство его обожения. У католиков нимб придается, как внешнее свидетельство святости, подобно награде за благочестивую жизнь.

Как писал архиепископ, византийский богослов и философ Григорий Палама:

«Свет этот не есть свет чувственный, и созерцающие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа».

С этим учением тесно связан исихазм, сформировавший православное понимание аскетики. Нет сомнений в том, что иконописец, кисти которого принадлежит рассматриваемая икона «Преображение Господне», был знаком с этим учением и имел свой мистический опыт.

По материалам сайта Экзегет.ру, статей «Икона», «Картина».

 

Комментирование запрещено