Иконография образа «Успение Богородицы», католические и православные традиции изображения праздника на примере описания фрески Липпи и иконы IV века.
Об успении Божией Матери мы знаем не из евангельского повествования, а из апокрифических текстов. Наиболее полно это событие описано в «Слове Иоанна Богослова на Успение Богоматери». Как сообщает предание, после Вознесения Христа Богоматерь осталась на попечении Его младшего ученика Иоанна и жила в его доме. Однажды во время посещения Голгофы, Марии явился архангел Гавриил и возвестил о ее «скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную». Вернувшись домой, Пресвятая Дева стала молиться Господу, что бы Иоанн и другие апостолы собрались подле нее. Ученики Христовы услышали голос с неба и слетелись со слов Иоанна Дамаскина подобно «облакам и орлам». Мария велела им возжечь кадило, свечи и приступить к молитве. Пресвятая Богородица возлегла на благолепно украшенный одр, а святые апостолы окружили его с песнопениями. В ожидании встречи со своим Сыном и Господом она молилась. Внезапно воссиял неизреченный Свет, верх горницы растворился и явился Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил. Апокрифы доносят, что ложе с Богородицей было перенесено в Иерусалим, где молитва продолжалась пять дней. По прошествии их Христос сошел с небес, сказав «Не скорби, мати моя, но радуйся». Он протянул руки и «приял святую и непорочную душу ея», а апостолы припали к телу Богородицы.
Фреска Филиппо Липпи «Успение Богородицы» написана в полукруглой апсиде кафедрального собора в городе Сполето, что в центре Италии. Мастер, в соответствии с традицией своего времени, подошел к религиозному сюжету с «человеческой стороны» – в нем органично слито обычное понимание события прощания с усопшим и размышления о душе, покинувшей тело.
В центре фрески мы видим Пресвятую Богородицу, возлежащую на своем смертном ложе. Художник изобразил ее как немолодую женщину в светлой одежде, со сложенными руками. Позади Марии стоят апостолы, которых Липпи нарисовал достаточно обобщенно. Тщательно прописаны только две ближайшие к Марии фигуры, вероятно, это Иоанн, которого Спаситель «усыновил» ей при Кресте Своем. (Ин. 19:25-27), и Сам Иисус Христос в синем хитоне. Над этой группой воздета алая хоругвь, напоминающая о главном итоге земной жизни Пресвятой Девы – рождении Того, кто принял Крестную смерть ради всех людей.
В ногах Девы Марии стоит ангел в белом одеянии с синими крыльями, который держит в руках своеобразный, еле видимый скипетр, напоминающий о благовещенском луче. Позади него ангел с копьем и препоясанный как воин, выступающий охранителем. Рядом с ними – монах кармелит, в виде которого художник изобразил себя. На картине присутствует много других людей, скорбящих об успении Божьей Матери.
Над усопшей заметно легкое изменение видимости в виде бесцветной мандорлы, над которой есть нарушение «тверди небесной». Таким образом, художник выразил отход души Марии Девы на небеса.
Очень интересен пейзаж, окружающий сцену прощания с Девой Марией. Хаотичное расположение равнин и уступов, символизирующее жизненные перипетии, складываются в горную дорогу, ведущую к верхнему краю картины – за пределы земного восприятия. Это напоминает о пути, к которому призван каждый живущий.
В правой части фрески виден отверстый гроб, к нему привлечено особое внимание, так как совсем скоро именно это место упокоения будет «лествицей», свидетельствующей о взятии Девы Марии на небеса в своем теле.
Вся фреска выдержана в единой цветовой гамме, в которой органично сочетаются теплые и холодные оттенки. Чистота линий, чудесный колорит и зримая «легкость кисти» сделали алтарную фреску Филиппо Липпи «Успение Богородицы» замечательным памятником церковной живописи.
Икона IV века являет собой самый краткий извод иконографии праздника «Успение Божией Матери». Предполагают, что она отражает исихастские толкования «Слова на Успение Богоматери» Григория Паламы, написанное незадолго до этого. В центре мы видим Богородицу, лежащую на смертном одре. Мария написана совершенно невесомой, как бы находящейся уже в нездешнем мире не только душой, но и телом, являя рядом с апостолами только свой след. Слева от нее – Петр, он держит кадило, у изголовья склонился Иоанн Богослов, справа у ног Богородицы стоит апостол Павел.
Над Пресвятой Девой, в сияющей славе возвышается Христос с душой Богородицы на руках, представленной в виде младенца в белых пеленах. Спаситель окружен ореолом, исполненным в трех оттенках синего цвета – «сверхсветлой тьмой». Главу Христа венчает огненный херувим, как бы замыкающий купол, поднимающийся над белоснежным ложем Богоматери. В границах синего поля расположены два святителя, по преданию присутствующие при погребении Богородицы – Дионисий Ареопагит и Иерофей Афинский, чьи склоненные фигуры подчеркивают округлость синей мандорлы вокруг Христа. Их небольшие нимбы словно создают основание для треугольника, вершина которого – крупный нимб Спасителя, который подчеркивает композиционную целостность образа. Хотя взоры всех участников события Успения и положение их фигур направлены на лежащую Богоматерь, именно эти три сияющих нимба показывают истинную устремленность всего внутреннего движения иконы.
Свеча на переднем плане напоминает о том, что в горнице, где возлежала Богородица, она повелела зажечь светильники. Ее изображение на этой иконе глубоко символично, ведь Богородицу чтят, как «Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 11).
Края иконы подчеркивают архитектурные кулисы, которые хотя решены очень условно, своими скошенными завершениями также направляют внимание к действию, происходящему у ложа. Возможно, они символизируют горницу, где сначала находилась Богородица в Вифлееме и палаты, куда была перенесена в Иерусалиме, согласно апокрифам.
Икона «Успения Божией Матери» находилась в Благовещенском соборе до начала XX века, когда была взята в мастерскую и подверглась тщательной реставрации. В храм икона уже не вернулась из-за начала революционных событий и с 1930 года размещена в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.
Использованы материалы статей с сайта Экзегет.ру о фреске и иконе