Великий канон

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям Великий покаянный канон Андрея Критского.

kanon_3
[prihod_mp3 plist=»79″ skin=»white»]
В полном составе канон можно услышать на утрене Четверга пятой седмицы Великого поста. Этот канон, также называемый умилительным, используется в великопостном богослужении около 1200 лет, а его автора Православная Церковь именует наставником в таинстве покаяния.

Из жития святого Андрея, архиепископа Критского, известно, что он родился в Дамаске, в семье благочестивых родителей, а первые слова произнёс только в возрасте семи лет, после причащения Святых Христовых Тайн. Чудесное исцеление побудило юношу уже в возрасте 15 лет посвятить себя Богу, вступив в Святогробское братство в Иерусалиме.

В 685 году он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повез в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского Собора и был оставлен в столице при храме святой Софии. Андрей прослужил при храме в чине диакона более 20 лет, пока при  Константинопольском патриархе Кире (706–712) не был хиротонисан во  епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина на острове Крит с титулом архиепископа Критского.

В 712 году император издал указ, по которому осужденная на VI Вселенском соборе ересь монофелитства фактически была восстановлена. Под давлением императора некоторые епископы, среди которых был святой Андрей, согласились отвергнуть постановления VI Собора. К счастью, уже через год императора свергли, истинность решений VI Собора вновь была принята и подписана всеми участниками лжесобора 712 года,  а  действия святого были признаны актом недостойной уступчивости, а не отступничества. Однако считается, что раскаяние преподобного  Андрея в принятии еретического определения и стало одной из причин создания Великого канона.  Справедливо, впрочем, будет заметить, что кроме Великого канона преподобному также принадлежали  и другие каноны на главные церковные праздники. Всего святому приписывается авторство примерно 70 канонов, многие из которых входят в состав современных богослужебных книг. Каноны святого Андрея имеют характерные особенности: отсутствие акростиха,  наличие второй песни, количество тропарей в одной песне обычно больше четырёх, также могут присутствовать два ирмоса.

Небольшое отступление для определения используемых терминов.


Общая структура канона

 Канон (греч. κανών, правило, мерило, норма) – форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) – тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в. Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.

 Песнь состоит из ирмоса и следующих за ним тропарей.

В большинстве канонов 2-я песнь отсутствует, т.к. по Типикону её положено стихословить только в Великом Посту (не каждый день). Она присутствует только в канонах Постной Триоди. Во всех других канонах (даже и покаянного содержания) она отсутствует

 Ирмос  – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.  В основу ирмосов обычно полагаются определённые сюжеты Священного Писания.

1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14:21-15,21).

2-я.  Обычно отсутствует. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы, например, есть в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.

3-я.  Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10). Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.

4-я.  Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.

5-я.  Молитва пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.

6-я.  Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – образ преисподней.

7 и 8-я.  Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.

9-я.  Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…» (Лк. 1; 46-55). Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…» (Лк.1; 68-79).

Тропарь  – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со «Слава…»

 Седален  – краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3-ей песней.

 Кондак  – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Создан прп. Романом Сладкопевцем. Буквально означает валик, на который накручивался свиток; это значение перешло и на сам свиток. Нынешний кондак и икос после 6-й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного рождает…».

 


 Знаменитые ветхозаветные события и образы – рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную – в покаянном каноне принимают более персональный смысл и являются некими символами, подобиями состояний, переживаемых каждым человеком.

Очень символично, что повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом – это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия грехопадений первых людей также становится личной трагедией каждого из нас. «Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце».

Утрата того духовного союза с Богом, который был у наших праотцов, подобна отдалению от источника света в незнакомом, смертельно опасном месте — один за другим, как из темноты, проявляются грехи людей, всё больше отдаляя человека от спасительного тепла и света: «Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…»

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: «Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…»

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека.

Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству – тому спасительному состоянию «духовной нищеты», о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни – не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте своё нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своём Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу.

Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

 Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение – покаяние.

 Святые отцы называли покаяние «духовной баней», ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике. 

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

 

По материалам сайта azbyka.ru

Комментирование запрещено