Восточная и западная иконописная традиция Вознесения Господня

Формирование иконописного канона праздника Вознесение Господне происходило во время единой Церкви Христовой. После отпадения Западного крыла в традиции изображения Праздника стали накапливаться отличия. Сравним православную икону XVIв. Псковского письма и фрагмент алтарного триптиха итальянского художника XV в. Андреа Мантеньи.

Описание иконы Вознесения XVIв. из Ново-Вознесенской церкви Пскова

Обратим внимание на икону Вознесения из Ново-Вознесенской церкви Пскова, которая полностью соответствует византийским традициям, однако имеет и свои особенности.

Мягко мерцает золотой фон, придающий вечное звучание событию Вознесения Господня. Светлые горки с белыми вспышками света, с растущими на них деревьями и легкой растительностью, подымаются легкой дугой чуть выше середины иконы. Они изображают не только Елеонскую гору, но и всю землю, покинутую вознесшимся Христом. Сверху парит Сам Спаситель, человеческое естество явлено в нем полно, но хитон и гиматий пронизаны свечением, золотые лучи расходятся от Него во все стороны. Окружающая Христа мандорла темно коричневая, это показывает непостижимость для человеческого сознания исходящего от Бога света. Интересно, что темная мандорла является одной из характерных черт псковских икон «Вознесения».

Художник окружает возносящегося Христа шестью парящими ангелами в пронизанных золотом алых, желтых и зеленых одеждах. У четырех из них в руках трубы, они возглашают на весь мир о свершившемся. Подлинным Вседержителем, Пантократором, победившим страдания и смерть, достойным воссесть «одесную Отца», предстает Иисус Христос. Радость и надежду несет то благословение, которое Он посылает Своей десницей оставляемой земле, стоящим на ней ученикам и Богородице.

Пресвятая Матерь стоит с воздетыми в жесте моления руками. Происходящее открывается Ей в своей истинной сути, об этом свидетельствует просветленный лик и свет, пронизывающий Ее одежды. С обеих сторон Богородицу окружают апостолы. Они взирают на Христа с радостным потрясением, это подчеркнуто жестами и благостью ликов, свет наполняет их алые, темно-розовые, зеленые и нежно-желтые одежды. В их руках свитки, символизирующие обретенное апостолами божественное знание.

Между Богородицей и апостолами стоят два ангела – те «мужи в белых одеждах», что явились согласно Луке на месте Вознесения. Их выделяющиеся фигуры и мерцающие золотом нимбы усиливают ощущение света и радости, исходящее от иконы. Воздетые вверх руки и крыла указывают на Иисуса Христа, как на источник благодати не только для апостолов и Богоматери, но и для всех смотрящих на икону.

Свет, изливающийся от Спасителя на покинутую Им землю, апостолов и Богородицу, блистающий звездами и лучами на мандорле, передан не яркостью белил, а золотом – им прописаны горки, тщательно прорисованные орнаменты и складки одежд, узоры на нимбах.

Еще одной особенностью всех псковских икон Вознесения, начиная с XVI века, является изображение камня, на котором, по Преданию, остался отпечаток ног Спасителя. Это связывало молящихся с реликвией, хранящейся в часовне на Елеонской горе, а также к ветхозаветным пророчествам: «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43: 7). На этой иконе камень не выделен цветом – написан желтым на золоте фона, хотя нередко художники его делали таким же темным, как мандорлу.

На основе византийского канона древнерусские мастера с помощью обычных живописных средств – линии, света и цвета, передавали новые грани образа, сохраняя при этом радостное звучание события Вознесения Господа Иисуса Христа в Небесной славе.

Описание алтарной панели Вознесение Иисуса, Андреа Мантенья

По иному передают особенности события Вознесения католические мастера. Панель «Вознесение Господне» Андреа Мантеньи является частью алтарного триптиха, который находится сейчас в галерее Уфицци. Пресвятую Матерь окружают двенадцать учеников Христа, они в изумлении наблюдают, как Спаситель возносится на небо. Западное схоластическое богословие стремилось объяснить происходящее рационально, поэтому логическое понимание евангельских событий всегда проявлялось в отображении их католическими художниками.  Вознесение Христа на картине показано с помощью вполне материальных средств: Спаситель стоит на облаке, которое напоминает кусок мрамора, а хоругвь в Его руках подобна опоре. Художник совмещает небольшие облака с огненными ангелами, образуя из них своеобразный венок, словно материализуя возможность подъема воскресшего в теле Христа на небо, объединив подъемную силу ангельских крыльев и воздушность облаков.

Окружающий пейзаж суров и аскетичен, каменистый ландшафт почти лишен растительности, ничто не отвлекает внимание от лиц участников события. Точно и тщательно переданы чувства персонажей: изумление и надежда Марии и апостолов, легкая грусть и обещание встречи на небесах во взгляде благословляющего учеников Спасителя.

Одежды учеников и Богородицы раскрывают всю богатую палитру мастера. Эти краски сияют особенно ярко благодаря тому, что даны в обрамлении строгого пейзажа. Розовые тона сочетаются с бледно-оранжевыми, розовато-красные с темно-зелеными, лиловые с изумрудно-зелеными, светло-желтые с синевато-стальными и розовыми, фиолетовые с серыми.

Лаконичное и яркое письмо Мантеньи придает изображению сияние. Это происходит благодаря особой передаче «воздуха» в картине, он совершенно прозрачный и даже кажется разреженным, каким бывает только в горах. Художник мастерски передал воздушную перспективу в изображении неба, которое занимает значительную часть картины. Глубина пространства неба показана не только цветом, но и подходом Мантеньи к прорисовке облаков. Христос уносится в ясную синь, передающую бесконечность и недосягаемость высоты Царства Небесного. Цвет одежды Спасителя перекликается с цветом неба, зримо показывая Его принадлежность уже к другому миру.

Источник статьи об Иконе и Фрагменте алтарной преграды

Комментирование запрещено