Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Русская Православная церковь всегда празднует Введение Пресвятой Богородицы во Храм — история, смысл, значение, тропарь праздника, народные обычаи и погодные приметы дня.

В начале Рождественского поста православные всегда вспоминают событие, которое известно лишь из апокрифов – Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы. Это непереходящий двунадесятый богородичный праздник.

Родители Пречистой Девы Марии дали обет Богу отдать свое позднее дитя на воспитание в храм Божий. Младеница, осеняемая благодатью Божией, росла и укреплялась до трех лет возле своей матери – праведной Анны. По прошествии этого времени Марию стали готовить к тому, что она скоро покинет родительский дом и станет жить в Иерусалимском храме.

Проводить Деву Марию вместе с Иоакимом и Анной пришли «непорочные девы иудейские», с заженными светильниками. У храма Марию встретил первосвященник, есть предание, что им был Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он поставил ее на третью ступень жертвенника, где она «дрожала от радости» и «плясала на ногах своих». Захария не только провел необыкновенное дитя по всему храму, но и ввел ее во Святая Святых – то место в храме, куда мог входить только первосвященник один раз в год. Девочка осталась в доме Господнем, где прожила двенадцать лет «как голубица», вскормленная пищей, приносимой ангелом. Дева Мария занималась в храме рукоделием и жила там до своего взросления.

Введение Марии во храм — начало той особой, посвященной Богу жизни, в которой она станет одушевленным храмом, «невместимого Бога вместилищем».

Событие Введения во храм Богородицы предшествует Евангельскому циклу и готовит к рождению в мир Христа ради последующего спасения рода человеческого через принесение Его в жертву. Как Пресвята Дева была отдана Иоакимом и Анной на служение Богу, «яко непорочное приношение» в Иерусалимский храм, так и Христос затем принес Себя в чистую жертву ради спасения людей.

Праздник во имя этого события был установлен во времена правления императора Юстиниана (VI век), с VIII века он появился в некоторых месяцесловах, но широкое распространение получил только в IX веке.

Празднование события окончательно сложилось только к IX веку, хотя упоминание о нем можно встретить уже в исторических памятниках V века.

В канун праздника Введения, вечером 3 декабря, служится всенощное бдение и малая вечерня. Утром читаются часы и служится Божественная литургия. Облачения священнослужителей и убранство храма в этот день голубые, реже белые.

Тропарь праздника Введение, 4 глас:

Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божий ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Праздничная трапеза этого дня имеет свои особенности, так как он всегда приходится на Рождественский пост. В 2019 году этот день приходится на среду, но запрета на вкушение рыбы нет. В праздник Введения во храм можно приготовить блюда из рыбы и выпить немного красного вина.

Если есть возможность, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы хорошо причаститься, побывав предварительно на вечернем богослужении и подготовившись к исповеди.

Введение во храм традиционно относили на Руси к женским, «бабьим» праздникам, как и день Покрова Богородицы, мучениц Екатерины и Варвары, а также Параскевы Пятницы.

В народе этот праздник коротко называют просто Введенье. Он всегда связывался с природным циклом вхождения природы из осени в зиму. По погоде на этот праздник делали выводы на состояние природы в дни всех последующих зимних праздников: «В Введенье мороз — все праздники морозны, а тепло — все праздники теплы».

На Руси сформировалось много пословиц, с которыми связаны приметы этого времени года.

В некоторых российских регионах на Введение нередко случалась оттепель, тогда говорили:

  • Введенские морозы зимы не ставят;
  • Введенье ломает леденье;
  • До Введенья если снег выпадет, то растает.

Если морозы к этому времени уже устанавливались, то говорили:

  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили;
  • На Введенье — толстое леденье;
  • Введенье пришло — зиму привело;
  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома — будет богатый урожай хлебов.

Если было достаточно снега, то устраивались праздничные катания на санях. Ведь с установлением морозной и снежной погоды после распутицы, налаживали санный путь – единственную возможность общения жителей соседних поселений между собой в зимний период и это было очень хорошо для коммуникации.

На Введение устраивались первые зимние ярмарки. Именно на этих, Введенских ярмарках продавали сани — одиночные, парные, троечные; будничные и праздничные, украшенные искусной резьбой или росписью, а также зимнюю конную упряжь. Кроме этого, на Введенских ярмарках всегда продавали мороженую рыбу, а так же привезенные из окрестных деревень заготовки осенней поры – сушеные грибы и ягоды к постному столу горожан. На праздничных ярмарках в зимний период разносчики продавали пирожки «с пылу, с жару» и угощали всех горячим сбитнем – травяным настоем с медом.

Введенские ярмарки начинались сразу после окончания утренней божественной литургии и часто располагались на прилегающих к Введенским храмам площадях. Некоторые из них переросли в постоянные базары, сохранявшиеся до недавнего времени.

Церковь предостерегает от шумных гуляний в этот праздник, лучше не планировать и тех обыденных дел, которые можно перенести на другой день. Освободившееся от рутинных забот время лучше посвятить посещению престарелых родственников и знакомых, совершить звонки тем, кто этого давно ждет.

Полезно для души в этот день не забывать о помощи сугубо нуждающимся. Необязательно, что бы это было денежное подаяние. Можно дать просящему продукты, а также теплые вещи – носки, варежки и другое.

В этот день нельзя заключить брак по православному обряду, так как в Рождественский пост венчания не проводятся. Но на совершение таинства Крещения запретов нет. Если есть необходимость покреститься или окрестить близкого именно в этот день, то это возможно сделать по предварительной договоренности в храме. Таинство Соборования также может быть совершено в этот день.

Комментирование запрещено