БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ
( http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_266-all.shtml )
К священно-богослужебным книгам относятся Евангелие, Апостол и Псалтирь. Богослужение ежедневно меняется в зависимости от дня седмицы и празднуемых Церковью священных воспоминаний и памятей святых угодников Божиих. Поскольку в любой службе есть постоянная и изменяемая части, то для её составления необходимо пользоваться несколькими церковно-богослужебными книгами. Неизменяемые части службы заимствуются священнослужителями из Служебника, а чтецами и певцами из Часослова. Изменяемая часть общественного богослужения содержится в книгах: Октоих, Минеи, Триодь Постная и Цветная.
ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ: ЧАС ДЕВЯТЫЙ И ВЕЧЕРНЯ
Часы — это молитвословия, составленные по одному образцу: начальные молитвы, которыми обычно начинаются все службы; три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию; дневной тропарь; богородичен; общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час...»; и особая заключительная молитва в конце каждого часа.
Служба девятого часа посвящена крестной смерти Господа Иисуса Христа. Устав 9-го часа изложен в Часослове. Служба начинается возгласом священника «Благословен Бог наш..». После обычного начала читаются псалмы 83, 84, 85. Так как 9-й час относится к уходящему дню, то читаются тропарь и кондак уходящего дня. Далее по возгласу «Боже, ущедри ны» следует заключительная молитва девятого часа св. Василия Великого.
Вечерня служится в благодарность Богу за проходящий день. Она изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования. Вечерня в составе всенощного бдения начинается открытием царских врат.
После возгласа священника «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздельней Троице…» и троекратного призыва «Приидите, поклонимся…»поется предначинательный 103-й псалом о сотворении мира и блаженном состоянии прародителей. После каждения в храме и пения псалма, царские врата закрываются, так же, как двери рая закрылись для первых людей после их грехопадения. Диакон, как некогда Адам у закрытых райских врат, возглашает великую ектению (молитвенное прошение): «Миром Господу помолимся..». Далеепоется стихословие (избранные стихи из первых 3-х псалмов) и диакон произносит малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся..» Затем хор поет стихи псалмов «Господи, воззвах к тебе..» на глас (или напев) данной недели. Этот момент Богослужения изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей.
К пению ветхозаветных стихов присоединяются стихиры (песнопения новозаветные), в честь праздника. Последняя стихира называется богородичен (или догматик), т.к. она поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат о воплощении Сына Божия от Девы Марии. При пении догматика царские врата вновь открываются и совершается вечерний вход. Хор поет песнь Сыну Божию«Свете тихий…». Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию (обещанию) Божию ожидали пришествия Спасителя и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.
Далее поется прокимен или краткий стих из Св.Писания. Так, на воскресной вечерне поется: «Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи. По окончании прокимна в большие праздники читаются паремии (избранные места Св.Писания с пророчествами или прообразами праздника). Затем диакон произносит сугубую (усиленную) ектению: «Рцем вси, от всея души и от всего помышления нашего»; читается молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей…» и просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу…».
В большие праздники после сугубой и просительной ектений совершается лития и благословение хлебов. Лития (или общее моление) в древней церкви совершалось в притворе, чтобы стоявшие здесь оглашенные и кающиеся приняли участие в общей молитве по случаю большого праздника. Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся во время продолжительного Богослужения. Потом поются «стихиры на стиховне» (особые стихи, посвященные празднику). Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего…» и Ангельским приветствием Богородице – они указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.
Домашнее задание: найти толкования и параллельные тексты для следующего стиха из Книги Премудрости Иисуса, Сына Сирахова:
2:10 Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его?