Неделя 4-ая Великого Поста. Лествица райская

Неделя 4-ая Великого Поста. Лествица «Лествица» — одно из наиболее известных святоотеческих творений. Сам автор, преподобный Иоанн Лествичник объяснял название книги из 30 глав следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.

«Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни — преподобный Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский и другие — ссылались в своих наставлениях на «Лествицу» как на лучшую книгу для спасительного руководства. Путь в творении преподобного Иоанна Лествичника прямой и короткий, но и крайне сложный, и поэтому стоит обратить внимание на деталь, которая связана с житием святого автора «Лествицы». Пребывая в Синайском монастыре с 16 лет, он не стремился к каким-либо особым подвигам воздержания: питался тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но — умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. «Я не постился чрезмерно, — говорит он сам о себе, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня». Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Смирение — важнейшая составляющая, поскольку именно в смирении, в отрицании собственной воли , Бог, Который желает спасения каждому человеку, может действовать свободно. Когда же воля человеческая противится спасению, оставаясь в «удобных» грехах, не желая бороться с ними, Господь не «ломает» волю упорствующего во грехе, но посылает различные скорби, болезни, проблемы, которые ведут к «вынужденному» смирению, самоанализу и пересмотру отношения человека. Благоразумный же человек, который видит те грехи, которые  совершал, понимает, что для исправления сотворённого ему не хватит ни сил, ни времени жизни.

Получается, что никакого «самостоятельного спасения» не может быть в принципе, никакой свободы, никакого выбора, и люди после смерти по своим грехам попадают во власть сатане, в ад?  Но Бог Сам идёт навстречу нам, и Жертва на Кресте способна искупить все грехи человечества. И просто ли из благодарности перед этим невыразимо великим даром Спасителя, из любви к Нему или же подобно Христу умирая для этого мира и сораспиная свои страсти — человек встаёт перед выбором, следовать ли и далее по пути собственного искажённого ума или доверить свою жизнь благой воле Господа.  Поэтому всем нам стоит задуматься, что для нас важнее, преходящий мир или Царствие Небесное и сделать с Божьей помощью правильный выбор.

Комментирование запрещено