История Спасского кафедрального собора

История Спасского Кафедрального собора изложена известным краеведом города Пензы А. Дворжанским. Данная статья рассказывает об этапах строительства и периоде закрытия Первохрама.

история Спасского Кафедрального собора

Спасский Кафедральный собор, г. Пенза

Пензенский Спасский кафедральный собор, венчавший собой Соборную (Советскую) площадь, являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма и включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, первоначально объединенные между собой открытой колоннадой, которая впоследствии была превращена в объем трапезной. Колокольня строилась с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, поскольку Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии. 16 (27) октября 1799 года была образована Саратовская епархия, первым епископом которой, под названием Саратовского и Пензенского, стал Гаий (Такаов). Местом пребывания ему, однако, был назначен не губернский Саратов, а уездная Пенза — бывший центр упраздненной в 1797 году Пензенской губернии, где в то время пустовал огромный губернаторский дом, получивший после переезда в него епископа Гаия название архиерейского. Прибыв в Пензу, первое, что увидел преосвященный рядом со своим домом, -это стоящую посреди площади колокольню с устремленным вверх шпилем. Рядом с ней был уже сделан и фундамент для самого храма, но такого огромного размера, что епископ засомневался в возможности скорого окончания его постройки и предложил уменьшить его со всех сторон на 2 аршина. Был составлен новый проект, выдержанный в строгих классических формах. От старого же проекта пришлось оставить уже сделанную колокольню, почему до самой ее перестройки в конце XIX века она несколько выпадала из ансамбля. По приезде в Пензу новый архиерей сразу же озаботился поиском средств для строительства собора и сам подал в том пример, сделав большое пожертвование, Его благородный поступок не мог не найти отклика в сердцах пензенских жителей, и деньги, как говорится, потекли рекой. Наиболее ревностными благотворителями стали купцы Михаил Степанович Любовцов и Петр Никифорович Кузнецов, внесшие на строительство собора соответственно 10000 и 1000 рублей, а также Ефим Петрович Шульгин, бывший соборным старостой и непосредственно занимавшийся постройкой храма. Глядя на них, и другие посчитали себя обязанными внести свою лепту в создание этого грандиозного сооружения. ставшего через четверть века лучшим украшением города. Строился кафедральный собор с 1800 по 1824 год. В 1804 году был освящен главный престол нижней церкви собора — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины, В верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году. В конце XIX века колокольня стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора, у которого чуть раньше были несколько изменены завершения главок. Спасский кафедральный собор был не только архитектурным украшением города, но и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой по мере продвижения к алтарю в восьмидесяти сюжетах последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Картины были написаны в 1350-1S51 годах руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками, Особым мастерством среди живописных работ отличались росписи его старшего сына, будущего академика живописи Ивана Кузьмича Макарова, заново переписавшего и отреставрировавшего многие из них в 1830-х годах. Кроме того, собор являлся местом пребывания главной святыни города — чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной новопоселенному граду Пензе царем Алексеем Михайловичем, спасшей, согласно преданию, наш город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома. Здесь же хранились и пензенские реликвии — штандарты народных ополчений 1312 и 1855 годов. Кафедральный собор в разное время посещали августейшие особы — великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, великий князь Константин Константинович, августейший покровитель Пензенской Лермонтовской библиотеки, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы — особо почитаемый в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий 2-й, Григорий и Антоний 2-й, Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Алексеевны Орповой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница, вход в которую вначале был сделан снаружи, с южной стороны собора. Но поскольку желающих преклонить колени перед могилой святителя Иннокентия было много, то верующие стали хлопотать о постройке перед входом в усыпальницу часовни, вместо которой на средства известной пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой была сооружена даже небольшая церковь, освященная 19 декабря 1832 года во имя святых Евлампия и Евлампии, день памяти которых — 10 октября — совпадал с днем смерти епископа Иннокентия. В этой церкви похоронили двух других епископов — Григория и Антония. После революции собор, как и другие храмы, был закрыт, а в 1934 году взорван. Под руинами были погребены и могилы Преосвященных, останки которых в 1998 году по благословению архиепископа Серафима были извлечены из-под спуда лежащей над ними земли и мусора и перезахоронены у бывшего архиерейского дома, возвращенного Русской Православной Церкви. В 1999-2000 годах на месте собора была установлена Спасская часовня, основание которой 2 октября 1999 года освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии.

 

 

Информация с диска «Православные храмы земли Пензенской» предоставлена автором Дворжанским Александром, дополнительные справки по email dvorzhanskiy@mail.ru

По материалам сайта

Комментирование запрещено