Рождественский пост у православных, католиков и протестантов, сходство и различие

У православных, католиков и части протестантов перед праздником Рождества Христова существует период поста. Когда начинается и заканчивается пост у православных, католиков и протестантов, в чем сходство и в чем различие католического, протестантского и православного рождественского поста, разница календарей, венок и календарь  Адвента.

Рождественский пост у католиков начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. Православный пост перед праздником Рождества Христова начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. У некоторых протестантов тоже есть период подготовки к Рождеству, хотя выражается он по-другому.

Ранее пост перед Рождеством у всех христиан начинался в одно время и продолжался не очень долго. Общие правила для этого важного периода в жизни западных и восточных христиан закончились в первые века христианства. С течением времени в разных частях большого христианского мира начали формироваться свои традиции, которые окончательно закрепились в XI веке во время разделения Церквей.

Сейчас католики, протестанты и православные встречают Рождество Христово в разные числа. Это произошло по причине смены в XVI веке календаря в Римской церкви по указу папы. Сначала образовалась разница между календарями в 13 дней, но позже она увеличилась до 14-ти. После событий в начале ХХ века в России изменился светский календарь, который стал таким же, как в западных странах. При этом в Русской православной церкви календарь остался без изменений, поэтому называя числа по светскому календарю, церковные праздники отмечаются в границах старого календаря.

Однако, разница между католическим, протестантским и православным периодом подготовки к Рождеству не только в датах его проведения, он отличается более значительно по другим признакам.

Католический рождественский пост представляет собой набор индивидуальных обязательств по ограничению увеселений или увеличению добрых дел. Этот период ожидания Рождества католики называют Адвентом, временем всеобщего покаяния. Особое внимание католики уделяют четырем воскресным дням Рождественского поста. В четыре воскресенья Адвента католики вспоминают о грядущем втором пришествии Спасителя. Яркой особенностью являются установленные в храмах перед алтарем венки с четырьмя свечами, символизирующими 4 воскресенья Адвента. Аналогичные венки благочестивые католики располагают и в своих домах.

Однако особых ограничений в питании католиков, в отличии от православных, в это время нет. Ограничение употребления мяса, яиц и молочных продуктов в католический пост предусмотрено только по пятницам. При этом священнослужители обращают внимание на то, что главное не ограничения в питании, а забота о своей душе.

Протестанты считают, что верующий человек должен постоянно находиться в некотором подобии поста и строго за собой следить. Периодически они договариваются по группам для совместного ограничения в питании и усиления строгости жизни на несколько дней – держат пост, по определяемым самостоятельно поводам. Во время подготовки к Рождеству часть протестантов для детей оформляют «Календарь Адвента», где с 1 по 24 декабря располагают картинки, емкости с подарками или конверты с пожеланиями на каждый день этого периода. Лютеране также придерживаются Адвента с использованием характерного венка.

Православные во время Рождественского поста издавна придерживаются ограничений в питании. При этом делание добрых дел не вменяют в какое-то специальное условие спасения, но их отсутствие считают основанием для покаяния.

Ограничение в разнообразии рациона у православных во время поста служит хорошей тренировкой силы духа и закалкой волевых качеств. Со временем это сформировало высокую приспосабливаемость православных к неожиданно возникающим неблагоприятным условиям внешней среды, с упованием на Бога, а не только на свои силы.

Таким образом, хотя Рождественский пост у католиков во многом по смыслу похож на православный, но они имеют больше различий, чем сходства. Различия усугубляются и тем, что во многих западных странах  католичество является государственной религией, поэтому празднество еще недавно носило всенародный размах. Но в последние годы, религиозные основания праздника Рождества Христова на Западе все более уходят на второй план, а иногда полностью поглощаются традициями, имеющими во многом языческие корни.

Комментирование запрещено