Вход Господень в Иерусалим, сравнение православной иконы и католической алтарной панели праздника

Вход Господень в Иерусалим

Праздничная икона в храме

Вход Господень в Иерусалим, праздничная икона северного письма и фрагмент католической алтарной пределлы Пьетро ди Джованни д’Амброджо Въезд Христа в Иерусалим, сравнение.

Иконописная традиция праздника Вход Господень в Иерусалим чаще всего показывает нам Спасителя, восседающего на осле, иногда рядом изображается еще и жеребенок. За Христом следуют ученики, а перед процессией находятся дети, которые расстилают одежды и взбираются на деревья, что бы сломать ветви. Бывает, что на иконе изображены женщины, которые часто держат на руках детей. Стены Иерусалима изображены символически, за ними не редко виден Храм — купольное здание, иногда с крестом.

На некоторых изводах по сторонам от Спасителя расположены ученики Иоанн и Петр. Начиная с XV столетия, в русской иконописи распространяется традиция изображать Христа, оборачивающегося на учеников, идущих позади Него.

Вербное воскресенье

Икона Вход Господень в Иерусалим из Каргапольского музея

Икона «Вход Гоосподень в Иерусалим»сподень в Иерусалим» из Каргопольского музея, была написана для праздничного ряда одного из храмов Севера Руси в XVII веке.

Этот образ праздника написан в соответствии со старой иконографической традицией, когда Христос, восседая на осленке, направляется в сторону Иерусалима и сидит лицом к встречающим Его иудеям, выходящим из ворот крепостной башни с пальмовыми ветвями в руках. Так изображали вход Христа в Иерусалим сначала в Византии, а позже по всей Руси.

На этой иконе, как на большинстве древнерусских икон, мы видим скорее жеребенка, а не осленка. Иисус держит поводья, тогда как чаще всего у Него в руках свиток или же Он благословляет встречающих. За Христом, двумя симметричными горками, вздымается земная твердь. Это гора Елеон, которая служит фоном для основного действия и влияет на эстетическое восприятие изображения.

Икона выделяется особым вниманием к проработке горок – они слегка вогнуты, раздроблены, имеют многочисленные лещадки, подобные ступеням. Благодаря им, гора приобретает смысл лестницы и символизирует духовное восхождение к Богу. В горе мы видим большую расщелину – пещеру, напоминающую будущий Гроб Господень, причем апостолы выходят именно оттуда.

Напротив горы встает, обнесенный причудливо расписанной стеной, город Иерусалим, представленный несколькими, близко расположенными друг к другу, строениями с островерхими башенками. Эта, декоративно выписанная северным мастером, архитектурная кулиса, так же призвана придать изображению целостность. Архитектурные кулисы и горный «пейзаж» – важное изобразительное пространство любой старинной иконы, именно там художник мог проявить свою фантазию.

Меж горками и градом традиционно изображается пальма, узорную ветвь которой держит в руках один из встречающих Христа жителей Иерусалима.

Художник изобразил поземь, по которой ступает Иисус, в виде подножия горы. Оно сформировано четко выраженными крупными валами, декоративно уложенная на землю одежда, дополняет их. Именно по этим фигурным холмикам из причудливо расстеленной одежды, торжественно ступает белоснежный тонконогий конь Иисуса Христа. На востоке особым уважением считалось оказание внимания к ногам человека. Тем более это было важно в Иудее, с ее каменистой почвой, не случайно псалмопевец обращается именно к этому образу: «да не преткнешься о камень ногою твоею». (Пс.90-12). Особое значение придавалось покрытию земли в определенных местах – укладывание под ноги Христа одежд, подобно коврам, показывает то внимание, которое оказывали Ему жители Иерусалима. На этой иконе художник лаконично изобразил одного из детей, раскладывающего одежду перед Иисусом.

Евангелисты не упоминают о том, что Спасителя возле Иерусалима встречали дети. Однако в апокрифическом Евангелии от Никодима рассказывается, со слов посланника Пилата, что сидящего на осле Иисуса Христа, при въезде в Иерусалим, встречали дети, ломающие ветви с деревьев и постилающие их на дороге, что дополняет евангельские слова «…Иные же постилали свои одежды на пути, восклицая: осанна в вышних…» (Ин.12-13).

Всю композицию иконы объединяет крупная фигура Иисуса Христа, восседающего на белом молодом жеребце. Позади Него апостолы, они изображены в свободном движении на фоне живо выписанных горок. Правая сторона иконы подчеркнуто статична – постройки Иерусалима будто вырастают из вытянутых, словно замерших, фигур жителей города.

Лаконична цветовая гамма иконы, в которой преобладают оттенки охры, так как северный художник нередко сам изготавливал пигменты из природных материалов. Азурит — минерал синего цвета и ртутный минерал киноварь — основа для алой краски, покупались у «заморских» купцов и стоили недешево, поэтому применялись древним мастером с особым разумением.

Католические художники часто получали заказы на написание фресок и алтарных картин на этот сюжет.

Вход Господень в Иерусалим

Фрагмент алтарной пределлы

Въезд Христа в Иерусалим запечатлен на части алтарной пределлы итальянского художника Пьетро ди Джованни д’Амброджо.

Позади едущего на осленке Иисуса Христа идут двенадцать апостолов. Если приглядеться, то можно заметить, что художник не нарисовал нимб у одного из них. Лица апостолов расположены в различных ракурсах, на них отражено многообразие эмоций. Исследователи творчества художника видят в этом свидетельство того, что Пьетро изучал работы признанного мастера флорентийской школы живописи Мазаччо.

Христа встречают жители Иерусалима, они ликуют и размахивают вайями – пальмовыми ветвями, темные листья которых, создают причудливый узор на арке входа. Иерусалим написан, как современный художнику европейский город – сооружения, виднеющиеся за стеной, напоминают романские постройки. Шествие подходит к городским воротам, здесь художник буквально отражает слова из псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы». (Пс.23:7) — такое песнопение используется в католическом богослужении праздника.

Некоторые горожане снимают одежды и выстилают ими путь Христа, который художник изобразил усыпанным острыми камнями. Изображение деревьев, на которых сидят срывающие ветви люди, характерно для иконографии праздника Вход Господень в Иерусалим. На данной картине художник выразил это с точки зрения понимания европейца. Господь живет на земле последние дни, а жизнь продолжается – обрабатывается земля, заготавливаются растения, пока одна часть людей приветствует зелеными ветвями Господа, другая пополняет закрома. Художник привлекает внимание к фигуре крестьянина, почти скрывшегося под мостом. То, что происходит вокруг процессии, обращает к словам Иисуса: «…так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». (Мф. 24:39-42).

Картина написана с использованием яркой цветовой палитры. Это преимущественно синие, красные, розовые цвета, подчеркнутые темной зеленью и разными оттенками охры. Нимбы Христа и апостолов справа, светятся золотом на фоне сочной зелени, скорее средиземноморской, чем палестинской. Фигуры людей слева, силуэт дерева и вайи пальм, своими острыми завершениями напоминающие об иглах тернового венца, ожидающего Иисуса в Иерусалиме, отчетливо выделяются на светлых стенах города. Изображение очень контрастно, обладает внутренним напряжением – художник показывает жертвенную готовность Христа к смерти.

Использованы статьи с сайта Экзегет. ру: Икона, Картина

Комментирование запрещено