Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье  или Вход Господень в Иерусалим — история и смысл события, тропарь дня, икона и картина праздника, народные традиции и обычаи.

Вход Господень в Иерусалим  — один из переходящих двунадесятых праздников, он всегда завершает шестую седмицу Великого поста и проходит в последнее воскресенье перед Пасхой, на следующий день после Лазаревой субботы.

Это значимое событие последних дней земной жизни Иисуса Христа описали все четыре евангелиста. За пять дней до иудейской Пасхи Господь попросил своих учеников найти осленка, который еще никогда не был под седлом. Его просьбу выполнили, и Иисус воссел на молодого осла и стал спускаться с Елеонской горы к Иерусалиму. Этим исполняется пророчество, согласно которому, Царь Израильский, наследник Давида, несущий примирение, должен въехать в город на молодом осле (Зах.9:9).

Вербное воскресенье

Праздничная икона в храме

В это время в Иерусалим собралось много народа, люди расстилали перед Христом одежды, пальмовые ветви и возглашали:

«Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф.21:9).

Встречающие ожидали, что Он явит божественную силу и уберет из Иудеи прокуратора и римских легионеров, после чего настанет вечное Мессианское Царство. Но совсем скоро приветствующая ныне толпа будет кричать «Распни, распни Его!» (Ин.12:15), так как Христос не оправдал ее чаяния.

Паломники всегда входили в Иерусалим пешком, в знак смирения перед храмом и оказывая почтение древнему городу. Евангелисты описывают, что Спаситель приблизился к Иерусалиму на осле, но не уточняют, каким именно образом – пешим или верхом, он попал в город.

В память этого события, к VII веку был установлен праздник, который всегда отмечается ранней весной. Церковь считает, что зеленеющие ветви растений служат знамением победы над смертью не только Иисуса Христа, но, вместе с Ним, и верующих в Него. Зимой ветви деревьев как будто мертвы, но с наступлением весны они возрождаются. Когда люди умирают, для них наступает смерть – суровая зима, но придет время, и тела, истлевшие в земле, опять воскреснут и соединятся с душой. В этот день было принято приносить в храм ветви и цветы, поэтому в каждой стране он называется немного по-разному – Неделя Ваий, Пальм, Олив, Розмарина и даже Лавра. На Руси этот праздник называется Вербным воскресеньем.

Вход Господень в Иерусалим

В православном богослужении Вербное воскресенье неразрывно связано не только со Страстной седмицей, но и с Лазаревой субботой. Хотя воскрешение праведного Лазаря хронологически отстояло от этих событий, но оно связано с ними единым эсхатологическим смыслом. Это объединение нашло отражение и в тропаре праздника (гл. 1).

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Вплоть до начала XVIII столетия, на Руси был обычай, когда патриарх или архиерей ехал на праздничное богослужение в храм из дома на ослике или лошади, держа в руках крест и Евангелие. Сейчас иногда также устраивают символическое шествие, усаживая на «осляти» мальчика-алтарника.

В Вербное воскресенье, а также на вечернем богослужении накануне в субботу, в храмах освящают веточки вербы. Верба для православных христиан всегда служит напоминанием о встрече Спасителя по пути Его следования в Иерусалим. Во время освящения вербы, священник сначала окуривает веточки ладаном, после чего окропляет их святой водой.

Освященной вербе всегда придавалось большое значение. Веточки считали своеобразным оберегом и включали в круг языческих верований. Но православная церковь учит, что этим освященным вербным веточкам не надо придавать какой-либо сакральный смысл.

Сейчас, освященную накануне вечером или в праздник утром вербу принято хранить весь год. С помощью этих веточек можно окроплять жилища святой водой. Если «барашки» осыпались, а также после года хранения, веточки принято сжигать.

Веербное воскресенье

Освященная верба

Бывает, что освященную вербу, если она еще свежая, ставят в воду для получения зеленых листиков — они радуют верующих на Светлой Седмице. Некоторые дожидаются появления корней и позже высаживают черенки на садовых участках, у дома, а также на кладбищах.

Надо иметь в виду, что название «верба» в данном случае не относится к конкретному растению Ива красная или «верба». Так называют многочисленных представителей видов древовидных кустарников, которые относятся к роду Ива.

В Вербное воскресенье можно на трапезе есть пищу с рыбой. Рыбные блюда, а также иные праздничные, хотя и постные кушанья, служат своеобразным «укреплением сил» на всю Страстную седмицу, когда пост усугубляется. К этому дню нередко приурочивают семейные праздники, которые приходились на конец поста.

Комментирование запрещено