Благовещение Пресвятой Богородицы — сравнение иконы и алтарной картины праздника.

Праздник Благовещения

Голуби на Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы — православная икона праздника и католическая алтарная картина, сравнение.

На всех иконах Благовещения представлено явление архангела Гавриила Деве Марии. Не редко на них присутствует луч, как символ явления Бога и зачатия Христа. Иногда Мария держит в руках красную нить или на иконе присутствует изображение веретена или прялки, так как по преданию в этот день она занималась рукоделием.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается как путник или посланник с тростью. Реже — со свечой или зеркалом — как вестник тайн. Иногда присутствует на иконе цветок белой лилии, как Символ благословения.

Архангел Гавриил и Богородица на иконе всегда обращены друг к другу, причем Дева Мария не редко показана в момент поворота к Вестнику. Их фигуры иногда изображаются строго вертикально, но часто Дева Мария сидит, иногда Архангел преклонен на одно колено.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Устюжское Благовещение

Благовещение Устюжское – одна из немногих, так называемых «домонгольских» икон. Она выполнена я традиционной иконописной технике – яичной темперой по составной доске, скрепленной специальными плашками по оборотной стороне. Ее уникальность подчеркнута большим размером, тогда как иконы «Благовещения» более позднего написания, как правило, не так велики. Икона неоднократно реставрировалась, с XVII века была почти полностью покрыта драгоценными ризами, которые были увезены солдатами Наполеона и позже восстановлены на пожертвования верующих. Окончательно икона утеряла свой золотой оклад после революционных событий начала XX века, когда стала музейным экспонатом.

В основе иконы лежат древние образцы, ее иконография, по мнению искусствоведов, восходит даже не к византийскому, а к раннехристианскому изводу. Архангел Гавриил и Богородица показаны в полный рост, на иконе нет ничего, что может рассеять внимание и отвлечь от молитвы. Исследователи предполагают, что позади Богородицы ранее находился престол, однако до нас дошло только его подножие, на которое опирается Пресвятая Дева.

Златовласый архангел предстает на иконе исполненным благодати, он изображен в сияющих медвяно-голубых одеждах. Гавриил парит, не касаясь опоры ногами, едва обратившись к Богородице. Его прекрасные крыла опущены, правую руку он простер к Деве в жесте ораторского приветствия, левой опирается на жезл. Одеяние Марии исполнено в соответствии с каноном. Она одета в винно-красный мафорий и хитон глубокого синего цвета. Однако мы не видим трех звезд, символизирующих девство Богородицы во всех этапах ее благого стояния пред Господом, может быть, они были утрачены почти за тысячелетнюю жизнь иконы. Пречистая смотрит вперед, но голова чуть склонена к посланцу – Она внимает словам вестника, обретает принесенную благодать. На иконе зримо представлен и итог этого обретения – запечатленный на груди Марии Спас Эммануил. Богомладенец обнажен, но имеет набедренную повязку, напоминающую о грядущем распятии. Правая рука Иисуса благословляет, левая отведена в сторону с открытой ладонью. Мария показывает на обретаемого Младенца правой рукой, через которую перекинута нить красной пряжи, тянущаяся от кудели, которую она держит в левой руке – все это словно символизирует сакральную тайну «прядения» плоти Младенца из крови Матери.

Древний мастер раскрывает потаенную глубину светлого чуда — могучий вестник и кроткая Дева являют собой самую суть евангельского рассказа о благой вести.

Над Девой и предстоящим Ей архангелом в разверзнутых небесах изображен Христос «Ветхий деньми», восседающий на херувимах. В левой руке он держит свиток с пророчествами, которые исполняются в данный момент. Правая рука – благословляющая, от нее идет малозаметный синий луч, являющий Святой Дух и направленный на плечо Марии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона Благовещения на Царских вратах

Событие Благовещения всегда изображается на Царских вратах в алтарной преграде православных храмов.

Изображение Благовещения один из самых распространенных иконописных сюжетов не только в православной церкви, но и в католической.

Архангел Гавриил и Дева Мария

Благовещение

Композиция картины Фра Беато Анджелико своеобразна. С помощью архитектурных элементов, которые в характерном для кватроченто стиле изображают Иерусалимский храм, картина визуально делится на три, примерно равные, части. Справа размещена дева Мария с раскрытой книгой. Перед ней, то есть в центре, находится преклоняющий колена златовласый юноша с крылами — архангел Гавриил. Фигуры архангела и Марии разделены колонной, которую завершает скульптурный медальон с изображением Бога-Отца.

Картина насыщена сочным голубым цветом – платье Девы Марии перекликается с небом Райского сада и подобным ему сводом, венчающим портик.

В левой части произведения размещена сцена изгнания Адама и Евы из Рая после грехопадения. Райский сад изображен  так подробно, что можно рассмотреть растительность. Там есть белые розы, символизирующие чистоту Богоматери, красные розы, напоминающие о страданиях Спасителя и пальма – возвещающая о грядущей славе Иисуса Христа. Адам и Ева попирают ногами яблоки, оказавшиеся по вине врага орудием их совращения. В левом верхнем углу в ореоле света видны две длани, от которых исходит луч, направленный к Богородице. Он несет голубя – сходящего на Нее Святого Духа. То, что не выполнила Ева, исполнила «новая Ева» – Богородица. И если в левой части картины ангел изгоняет прародителей из Рая по велению Божию, то в центре Божий вестник почтительно преклоняет колена перед Девой.

Хотя позже Фра Анджелико неоднократно возвращался к написанию Благовещения, но такого подробного изложения сюжета изгнания Адама и Евы из Рая больше не повторялась.

Связь двух библейских эпизодов имеет глубокое богословское обоснование и восходит к библейским словам:

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее…» (Быт. 3, 15).

Комментирование запрещено