О святителе Иннокентии Пензенском

svtInnokentiyОн совсем недолго прожил у нас – всего четыре месяца возглавлял пензенскую кафедру, и скончался в октябре 1819 года. Мощи его теперь покоятся в Успенском кафедральном соборе, и каждый прихожанин может помолиться перед святыней и попросить небесного заступничества у свт. Иннокентия.
Но что мы знаем об этом пастыре, от земного пути которого нас отделяет два века? Ему было всего 35 лет, когда он отошел ко Господу. однако за свою короткую жизнь он оставил большой след в церковной истории. Святитель Иннокентий был умнейшим и образованнейшим человеком своего времени, оставившим после себя богатейшее духовное наследие – книги, проповеди, письма

13112010Современные исследователи лишь недавно приступили к изучению его трудов. Несколько лет назад жизнью и духовным наследием святого заинтересовался протоиерей Александр Филиппов, настоятель Никольского храма, что в Терновке. Священник посвятил свт. Иннокентию дипломную работу в Московской духовной академии, а сейчас пишет кандидатскую диссертацию на ту же тему.
– Я помню, как по благословению владыки Серафима (Тихонова) в 1998 году начались работы по извлечению останков пяти пензенских архиереев, похороненных в свое время в Пензенском кафедральном соборе, взорванном в 1934 году, – рассказывает отец Александр. – Помню, как через четыре месяца были обретены мощи святителя Иннокентия, а через два года, в октябре 2000-го он был канонизирован Русской Православной Церковью.
– Батюшка, а почему Вы посвятили свою дипломную работу именно свт. Иннокентию?
– Мне посоветовал сделать это мой научный руководитель, профессор Московской духовной академии Алексей Константинович Светозарский. Он сказал мне:
«Вы же из Пензы? У вас есть свой небесный покровитель, не каждому городу так повезло. Вот вам и тема…».

О детских годах святителя известно только, что родился он в 1784 году в селе Павлово (ныне – Павлов Посад) Московской губернии в семье церковного причетника и был крещен с именем Иларион. Учился он в Московской Перервинской семинарии. Интересно, что именно там, по традиции того времени, Иларион получил свою фамилию Смирнов, данную ему за мягкость и кротость характера.

– И обладал недюжинным преподавательским талантом. Ведь Илариону Смирнову был всего 21 год, он сам еще не закончил получать образование, когда ему доверили курс греческого языка уже в Троицкой семинарии при Троице-Сергиевой лавре…
– Да, он шесть лет преподавал в Троицкой семинарии. Талантливого молодого ученого за-метили в Комиссии духовных училищ, и 25 октября 1811 года было принято решение о его переводе в столицу для работы в Санкт-Петербургской духовной академии. К тому времени он уже принял монашество, к которому стремился с детства, с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. А через два года, будучи в сане архимандрита, был назначен ректором академии.

По-русски и по-латыни
– Святитель Иннокентий оставил после себя много духовных трудов. Какие, на Ваш взгляд, самые значимые из них?
– Широко известен его фундаментальный труд «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века, в пользу юношества». Эта книга очень
быстро стала популярным учебным пособием и переиздавалась семь раз. Другим важным ученым трудом архимандрита Иннокентия были его лекции на латинском языке по «Деятельному богословию». Кроме того, осталось его богатейшее гомилетическое наследие, т.е. проповеди. Современники вспоминали, что проповеди святителя были искренними, доходили до самого сердца. Он был очень талантливым ритором.
Сохранились письма святителя к друзьям, ученикам, благодетелям, духовным чадам. По переписке можно понять, что архипастырь с теплотой и великой любовью относился к каждому, уповал на Промысел Божий, поддерживал и ободрял, как наставник, как отец. Будучи сам в стесненном положении, никогда не жаловался на горькую участь, все страдания переносил со смирением.

Бросить вызов обер-прокурору
– Казалось бы, такая головокружительная карьера, почет и уважение. И вдруг высылка из столицы в провинциальную Пензу, тяжелая болезнь и скорая кончина. Как это случилось?
– Будучи ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, архимандрит Иннокентий был назначен еще и руководителем Цензурного комитета. Он отличался аккуратностью и строгим отношением к своему делу, ревностно охранял чистоту и верность учения Православной Церкви. А в то время высшие круги столичного дворянства, обер-прокурор Святейшего Синода князь Александр Голицын и даже сам император Александр I были подвержены различным мистическим течениям, идущими вразрез с православной верой. Получила распространение различная мистическая литература, вредная для души, наполненная ложной философией, где превратно истолковывалось Священное Писание, искажалось учение об Истинном Боге, а магия считалась чуть ли не высшей формой познания мира.
Архимандрит Иннокентий не побоялся бросить вызов самому князю Голицыну. Сначала он запретил к печати несколько сомнительных рукописей, представленных обер-прокурором, а затем допустил выход в свет сочинения писателя-славянофила Евстафия Станевича, наполненного резкими нападками на мистиков. Цензор получил выговор и подвергся почетной, но очень строгой ссылке. Архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского, и совершенно больным отправился в Сурский край. Он вел аскетичный образ жизни, был слаб здоровьем, а холодная весна 1819 года, которую он провел в дороге, совсем истощила его силы.

Любовь народная
– А что известно о недолгом пребывании владыки Иннокентия в Пензе?
– Архипастырю здесь пришлось нелегко. В плачевном состоянии находился архиерейский дом. В духовной семинарии не хватало учебной литературы, учащиеся жили впроголодь. В некоторых храмах не было даже Библии, а образование священников было крайне низким. Было на неопределенный срок приостановлено строительство Спасского кафедрального собора. С первых дней вступления на кафедру владыка Иннокентий взял на себя заботу о семинаристах, увеличил их содержание. Проследил за тем, чтобы ни один выпускник не остался без прихода. При нем возобновилось возведение главного храма Пензы, началось обустройство архиерейского дома. Такое истовое попечение о своей пастве никого не могло оставить равнодушным. За короткий срок владыка снискал искреннюю любовь и уважение народа. Но его земной путь уже был на исходе. Господь призвал Своего верного слугу 23 октября 1819 года. 009810
Архипастырь мирно скончался в своих покоях, исповедовавшись и причастившись Святых Таин. Он не оставил свою паству и после земной кончины, является великим заступником и ходатаем перед Господом за всех нас. По его молитвенному предстательству происходило и происходит множество чудес и исцелений вот уже на протяжении двух веков.

Артоболевская, О. Первый святой Сурского края [интервью с протоиереем Александром Филипповым] // Пензенский Православный Собеседник .- 2014 .- № 6 .- C. 8-9

Комментирование запрещено